В Болотном не могут поделить придорожный сервис

В Болотном не могут поделить придорожный сервис

В ноябре прошлого года компанией «Сибирь-НК» на федеральной трассе Р255 «Сибирь» возле въезда в город Болотное был открыт комплекс придорожного сервиса. В комплексе разместились ресторан быстрого питания «Вилка-Ложка», кофейня «Двойной эспрессо», безусловно, туалеты, в том числе для инвалидов. Кроме этого, в комплексе был организован и пункт продажи билетов на междугородные автобусы от Болотного на все направления. Еще раньше на этом участке была построена автозаправка «Гаспромнефти», таким образом, и сложилась автостанция «Болотное (поворот)», как она обозначается на картах.

При этом буквально в ста метрах на трассе уже был придорожный комплекс «Автотурист» новосибирских предпринимателей отца и сына Титала и Артема Озманянов, представителей известного в Новосибирске большого бизнес-семейства. Возле «Автотуриста» как раз расположены остановки междугородных транзитных пассажирских маршрутов. Появились они там, если можно так сказать, исторически стихийно. 

Когда «Автотурист» был единственным на трассе придорожным заведением, у него, понятно, была полная монополия «на кафе и туалет». С появлением комплекса «Сибирь-НК» началась конкуренция. И если судить по результатам, она оказалась не в пользу «Автотуриста». И его собственное, не брендовое кафе начало проигрывать брендовой «Вилке-Ложке». И даже туалет, потому что у «Автотуриста» он находится через дорогу от него и удобен только пассажирам, едущим в Новосибирск. К тому же он платный для всех, а у «Сибирь-НК» туалет не только красивей и чище, но и расположен  прямо в комплексе и бесплатен для посетителей кофейни и ресторана. Плюс наличие автокасс. 

Поэтому даже транзитные автобусы стали предпочитать сразу заворачивать к комплексу ООО «Сибирь-НК», не останавливаясь на остановках возле «Автотуриста». Так для пассажиров удобно и безопасно, им не надо бегать туда-сюда через федеральную трассу. Именно это и стало главным аргументом и для водителей, и для пассажиров. Озманяны решили, и правильно решили, что это прямая угроза их бизнесу. 

Как можно победить в любой конкурентной борьбе? Стань лучше, предоставь больше удобств для пассажиров и более качественные услуги. Можно, конечно, пойти по склочному варианту позиционной борьбы, подключив для этого административный ресурс. Один из учредителей «Сибирь-НК» Роман Александров как раз и считает, что Озманяны пошли именно таким путем.

В апреле этого года через депутата Государственной Думы Николая Харитонова Озманян инициировал в «Сибирь-НК» областную прокурорскую проверку. «В прокуратуре я сразу сказал, что у нас все законно, — вспоминает Роман Александров. — При строительстве мы выполнили все необходимые условия для организации работы такого комплекса. Установлены пожарная сигнализация, видеонаблюдение, сделана безопасная парковка. Надо отдать должное, прокуратура подошла к проверке очень профессионально, и мы ее прошли без каких-либо замечаний и нареканий. Но Артем и Титал Озманяны при поддержке всего семейства продолжили массированное давление на должностных лиц всех уровней, вводя их в заблуждение недостоверными фактами».

Компания «Сибирь-НК» обращалась в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей региона с просьбой разобраться в ситуации. Однако прежний омбудсмен недобросовестной конкуренции со стороны «Автотуриста» не нашел. Сейчас «Сибирь-НК» написала еще одно обращение, уже к вновь избранному уполномоченному.

Озманяны сделали свой шаг, начав лоббировать установку автокасс и в «Автотуристе». Что интересно, два года назад Новосибирский автовокзал обращался к Артему Титаловичу с просьбой о размещении у него пункта продажи билетов, но он отказался. Теперь, видимо, понял, что зря. 
Если он получит добро на установку автокасс, то с точки зрения развития конкуренции это, может, и хорошо. Но вот с точки зрения удобства для пассажиров и для их безопасности — вряд ли. Куда бежать за билетами, где ждать автобус (в «Автотуристе» места для ожидания просто нет) и как объяснить пассажирам, с какого пункта будет отправляться автобус, на какой остановке останавливаться. У комплекса «Сибирь-НК» или «Автотуриста»? Или теперь автобусы будут останавливаться и там? К слову сказать, такого прецедента, чтобы две автокассы стояли друг напротив друга и друг друга дублировали, вводя тем самым пассажиров в заблуждение, нет ни на одной дороге страны.

В принципе, ситуация житейская. Бизнес не позволяет стоять на месте. Как говорят, здесь надо постоянно бежать, а то рынок тебя сметет. Примеров тому масса. Вспомним ГУМ, который когда-то был самым большим торговым центром на площади Маркса, пока не выросли более современные ТЦ, что в итоге собственников универмага разорило. Рынок все сам расставляет по местам.
Ситуация в Болотном — из того же числа. В свое время Озманяны пролоббировали установку рядом с их кафе светофора. Иначе после установки между полос бетонного ограждения пассажиры не смогли бы попасть либо в кафе, либо в его туалет. Сейчас же перед различными инстанциями всерьез ставится вопрос этот светофор убрать и установить бетонное ограждение. Оказывается, что со светофором число ДТП на этом участке возросло. Всего за прошлый год здесь было составлено 578 административных протоколов в отношении пешеходов, нарушивших правила дорожного движения. В 2017-м один пассажир автобуса попал даже под колеса грузовика. 

Объясняется все просто. Когда светофора не было, люди переходили через дорогу, только когда на ней не было машин. Сейчас они уверенно идут на светофор, но в зимних условиях или при мокрой погоде тяжелые машины не успевают затормозить, врезаясь во впередиидущий транспорт. Если трасса будет перекрыта, «Автотурист» точно не выживет. Рынок все расставит… Если, конечно, не подключится административный ресурс.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 29 мая 2019

Заголовок в газете: Светофор преткновения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру