В Новосибирске прошел круглый стол о раке

Онкология: между настороженностью и фобиями

Онкология: между настороженностью и фобиями
Источник изображения: пресс-служба

Онкологических заболеваний боятся все. В обывательском представлении — это самая страшная, неизлечимая болезнь. Диагноз «рак» — это даже не диагноз, а приговор. Да, болезнь сложная, но это не значит, что неизлечимая. О том, что делается для лечения онкологических заболеваний в системе здравоохранения Новосибирской области, и о том, как люди могут помочь сами себе, говорили на круглом столе в пресс-центре ИД «Комсомольская правда».

Самое важное здесь профилактика, круглый стол так и назывался: «Профилактика рака в НСО: Предупреждаем, выявляем, лечим». В нем приняли участие онкологи, руководители различных новосибирских лечебных учреждение во главе с главным онкологом области, заместителем главврача Новосибирского областного онкологического диспансера Вадимом Захаровым.

Общая ситуация

В начале обсуждений Вадим Николаевич обрисовал общую ситуацию: сколько онкологических больных в нашем регионе, каков уровень смертности и как наша область выглядит на фоне других регионов.

Сегодня на диспансерном учете находятся 80 244 пациента, и ежегодно к ним прибавляется еще порядка 12 тысяч. На первое место нынче вышел рак кожи, далее идут колоректальный рак, рак легкого, онкология женской половой сферы и предстательной железы. В среднем эти показатели на 11 процентов выше, чем по России, и на 5,6 процента выше, чем в СФО.

Следующий важный ориентир для врачей-онкологов — цифры смертности. Существенных изменений тут пока нет. В 2017-м было 215,4 случая на 10 тыс. населения, в 2018-м — 215,3. Согласно региональному проекту по борьбе с онкологическими заболеваниями, область должна выйти на 185 случаев.

— Проект очень амбициозный, 185 случаев — это сопоставимо с европейскими странами. Если смотреть в динамике 10 лет, то движение есть — смертность снизилась на 3,9 процента. Это может показаться несущественным, но даже за этими процентами стоит колоссальная, комплексная работа. Этот процесс не может быть быстрым, — объяснил Вадим Захаров.

Ежегодный прирост показателей по онкозаболеваниям может и правда напугать, но, как заметил заведующий отделением онкологии и радиотерапии Национального медицинского центра имени академика Мешалкина Сергей Яромщук, цифры прироста надо оценивать как раз со знаком плюс:

— И эту работу надо продолжать. Мы знаем, что рядом с нами ходят люди, которые уже больны, но мы их еще не нашли. И к врачам обращаться они боятся: мол, врачи-онкологи доставляют только боль и страдание.

Профилактика

Онкофобия — это действительно реальность. По словам Захарова, задача профилактики как раз и заключается в том, чтобы усилить ответственность людей в плане онконастороженности, но при этом, чтобы эта настороженность не перешла в онкофобию. Поэтому профилактическая работа в первую очередь направлена на воспитание в людях ответственности за свое здоровье, и начинать здесь надо с регулярных профилактических осмотров. Также, как рассказала руководитель Регионального центра медицинской профилактики Марина Фомичева, на сайте областного Минздрава размещена специальная анкета. За четыре года ее заполнили уже около полумиллиона человек, и в результате было выявлено две тысячи больных со злокачественными новообразованиями и четыре тысячи — с предопухолевыми заболеваниями. Плюс на глубокую профилактику направлены и всевозможные акции последних лет. Такие как «Онкоконтроль», «Розовая ленточка», «Мужское долголетие» и т. д.

Если смотреть со стороны лечебных учреждений помощи, то Захаров, Яромщук, Елена Тоцкая, главврач поликлиники № 16, и другие участники круглого стола были солидарны, что сегодня повышается роль первичного звена, роль, говоря словами Тоцкой, «смотрового кабинета».

— Сейчас происходит изменение концепции структуры оказания помощи с лечебной работы на профилактическую. Если раньше профилактика занимала процентов 25, то теперь мы должны ее вклад поднять процентов до 60, не меньше. Предупреждать это легче и дешевле, чем затем лечить запущенную болезнь. Да, работа идет не так быстро, как хотелось бы. Медицинское сообщество тоже достаточно консервативно…

Выявить онкологию вовремя, на первой или второй стадии, важно — это дает больному шанс на выздоровление. Но это еще не все. Далее у человека сложный путь. Глубокая диагностика, операции, химиотерапия, реабилитация. Пока же наши лечебные мощности здесь невелики, и пациентам приходится ждать своей очереди.

— Мы располагаем двумя базами, где происходит лечение онкологических больных, — говорит Вадим Захаров. — Это Новосибирский областной онкологический диспансер с его 310 койками и Городская клиническая больница № 1 — с 469 койками. По расчетным нормативам нам надо еще дополнительно коек 900-950. Конечно, мы продолжаем прорабатывать техническое задание для строительства нового онкологического центра, но это на будущее. Сейчас же Минздравом области принято решение подключить к нашей работе другие медицинские учреждения разных форм собственности. НМИЦ имени Мешалкина, Сибирский окружной медицинский центр ФМБА России, НИИТО, «Авиценну», Дорожную клиническую больницу и другие.

Прорывные технологии

Журналистов, безусловно, интересовали новые прорывные технологии, и на круглом столе о них также шла речь. О таргетной и бор-нейтронoзахватной терапиях. Об открытие в апреле в Октябрьском районе Центра позитронно-эмиссионной томографии и планах строительства Центра протонной терапии. Однако главный онколог более важным считает рутинную повседневную работу с врачами первичного медико-санитарного звена, повышения их квалификации и укрепление технической базы смотровых кабинетов.

— Чаще всего, чтобы выявить опухоль на первой стадии, достаточно просто пациента внимательно осмотреть, — уверен Захаров. — Сделать обзорную рентгенографию грудной клетки, УЗИ, тщательно забрать биопсию шейки матки и дождаться грамотного ответа. А уж потом задача специализированных клиник — оказать больным высокотехнологичную помощь. И я скажу, что наши специалисты, наши хирурги работают на высочайшем уровне, со стороны пациентов жалоб на специализированную медицинскую помощь нет.

Ранее мы сообщали, что ученые СО РАН открыли неоднозначные радиозащитные свойства оксида марганца, наночастицы которого по-разному ведут себя по отношению к опухоли внутри организма и в пробирке. Эти свойства продолжают исследовать, однако ученые считают, что однажды они позволят смягчить вред, получаемый организмом от лучевой терапии.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 20 февраля 2019

Заголовок в газете: Онкология: между настороженностью и фобиями

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру