Общественники проанализировали рынок разливного пива

Обилие неправдоподобно дешевых сортов навело волонтеров на подозрения

20.06.2018 в 05:51, просмотров: 700
Общественники проанализировали рынок разливного пива
Хотя производство пива в Новосибирской области в целом падает, небольшие пивоварни, выпускающие дешевые сорта пива, процветают

Волонтеры организации «Общественный контроль» доложили об итогах рейдов, недавно проведенных в сотне магазинах разливного пива в Новосибирске. Цель этих проверок — борьба с теневым оборотом пива. И, судя по всему, общественникам действительно есть с чем бороться.

Основным предметом проверок стали самые дешевые товарные позиции. При действующем уровне акцизных сборов (21 рубль с литра) на рынке продолжают производить и продавать подозрительно дешевые сорта разливного напитка по ценам в 47-49 рублей за литр.

Учитывая, что кроме уплаты акцизов, производителю необходимо компенсировать затраты на производство и логистику, а также выплатить зарплаты сотрудникам, общественники уверены: с дешевым пивом что-то не так.

Рейды по «разливухам»

«Общественный контроль» борется за чистоту пивного рынка с осени прошлого года. Ранее организация разбиралась с розничным звеном на предмет того, как продукция учитывается в ЕГАИС. По инициативе волонтеров власти проводили аресты нелегально произведенного пива, возбуждали административные дела и выносили штрафы.

Недавно общественники объявили о новой серии рейдов, на сей раз направленных против производства неучтенного напитка. Главное впечатление общественников от ознакомления с рынком подакцизного товара — небывалое разнообразие марок и производителей. В экономике пивного рынка сегодня преобладают стихийность и подозрительная свобода, считают в общественной организации, и это может свидетельствовать о разгуле контрафактного производства.

— Добросовестные торговцы знают, что существуют предприятия, выпускающие пиво в обход государственного контроля, не уплачивая с него акцизы. «Есть в экономике и поставщики, доставляющие контрафактный товар до прилавка», — говорит президент «Общественного контроля», депутат Совета депутатов Новосибирска Иван Конобеев. — Силами волонтеров и при помощи неравнодушных новосибирцев в ходе нашего нового расследования мы намерены разобраться в этих схемах.

Пива меньше, но больше

Интересно, что великое разнообразие марок дешевого пива существует на фоне противоположных данных официальной статистики. В 2017 году в НСО произвели на 6,7% меньше пива, чем годом ранее, — 37,7 тыс. декалитров. Это совпадает с общероссийскими показателями, однако в России в целом падение производства пива ограничилось цифрой в 5%.

Как объясняют чиновники, это связано с ростом акциза, который за последние 10 лет вырос в 10 раз (с 2,07 до 21 руб.), с ограничениями на объем ПЭТ-упаковки и режимом продажи пива, а также со снижением покупательной способности населения, а следовательно, и спроса.

Однако вопреки этим мощным экономическим факторам небольшие пивоварни в Новосибирской области увеличивают объемы производства. В регионе действуют 43 предприятия, производящих пиво, и на долю трех крупнейших («Балтика-Новосибирск», «Москва-Эфес в Новосибирске», «Сибирская пивоварня «Хейнекен») приходится 97% рынка, но они, несмотря на свои масштабы и по определению более низкую себестоимость, чем в малом производстве, свои позиции удерживают менее успешно. Причем в материалах рейдов «Общественного контроля» по ста «разливухам» среди самых дешевых сортов пива продукция ведущей тройки почти отсутствует.

Получается, пока крупные предприятия играют по правилам, некоторые малые компании будто бы работают на некоем собственном рынке, который, вопреки всем экономическим факторам, растет.

— Я уже давно столкнулся с тем, что одну и ту же марку пива могут производить несколько компаний, — признается новосибирец Артем Семенов. — Например, я люблю один недорогой сорт в пределах 80-89 рублей за литр, но в разных магазинах мне его предлагают по разной цене и с разными вкусовыми свойствами. Мне пришлось попробовать этот продукт во всех окрестных магазинах и сформировать лист предпочтений. И в некоторые магазины я не хожу, потому что мое любимое пиво там невкусное. Странно получается: если сравнивать одну и ту же марку пива из разных магазинов, то, как правило, напитки различаются по всем параметрам: вкусу, газированности, цвету, плотности. Я пытался следить за производителями, но после третьего-четвертого сбился со счета и бросил эту затею. Уверен, что на рынке разливного пива — бардак. Боюсь представить, сколько разных производителей у ходовых дешевых марок — например, того же «СССР».

Так же резюмируют свое исследование и волонтеры «Общественного контроля»:

— Входишь в магазин и попадаешь в иную реальность: от наименований пестрит в глазах, в списках производителей можно запутаться.

Общественники ставили перед собой задачу — установить, кто же производит самое дешевое разливное пиво. Ведь именно этот сегмент одновременно пользуется и самым массовым спросом, и с наибольшей вероятностью может оказаться источником контрафакта. Ведь если производить «теневое» пиво, не уплачивая с него акциз, можно «сэкономить» 21 рубль с литра. Законопослушному производителю, который честно платит акцизы, такая экономия и не снилась.

Проблемой «серого пива», кстати, озаботились уже и на государственном уровне. Однако рецепты, которые предлагаются (маркировка пива, запрет торговать им для индивидуальных предпринимателей и тому подобные меры), могут, по мнению многих, добить пивной рынок. Как считают общественники, все возможности бороться с нелегальщиной уже есть — достаточно объединить усилия активистов и контролирующих органов.

«Общественный контроль» продолжит собирать информацию о новосибирском рынке разливного пива. Главные вопросы: не «утекает» ли напиток в тень? Учитывают ли его объемы в системе ЕГАИС и платят ли акцизы — 21 рубль с литра? Ведь пока производство дешевого пива растет, сбор пивных акцизов в регионе почему-то продолжает снижаться.