В современном обществе подобные нарушения, требующие лечения, есть у каждого 20-го ребенка, каждый третий ребенок сталкивается с подобными проблемами в легкой форме (может обходиться без медикаментозной поддержки, но нуждается в помощи психолога). Новосибирские ученые выяснили, что все эти проблемы можно выявить на ранней стадии, еще до того, как появились какие-либо заметные поведенческие проблемы.
Заведующий лабораторией психологической генетики ФИЦ ИЦиГ СО РАН, доктор философских наук Александр Савостьянов рассказал, как проходило тестирование детей в рамках исследования.
Во-первых, родителей и учителей дети 7—9 лет просили заполнить специальный опросник, в котором отмечались все замеченные у ребенка проблемы с произвольным контролем поведения.
Самих детей просили сыграть в компьютерную игру «Стоп-сигнал»: во время игры нужно было быстро нажимать на одну из двух кнопок после появления условной картинки и так же быстро прерывать уже начатое движение после появления на экране компьютера стоп-сигнала.
Одновременно ученые записывали электроэнцефалограмму детей в моменты, когда те выполняли игровые задачи, отслеживая реакции, которые возникают в условиях активации или торможения движения.
«Результаты энцефалограммы очень хорошо коррелируют с данными, полученными в результате заполнения опросников», — подчеркнул Александр Савостьянов.
Прохождение подобного тестирования быстро продемонстрирует существующие проблемы регуляции внимания – они четко отражаются в показателях биоэлектрической активности головного мозга. Причем можно даже оценить, с нарушением какого именно процесса в мозге связано то или иное отклонение в поведении.
«Это открывает новые возможности для диагностики развития такого рода нарушений на самых ранних этапах и, главное, позволяет локализовать участки коры головного мозга, с которым они связаны (при схожих симптомах поведенческие нарушения могут иметь разные причины и, соответственно, требовать разных подходов в лечении)», ‒ говорится в сообщении пресс-службы ФИЦ ИЦиГ СО РАН.
Ученые считают, что помимо диагностики этим методом можно и корректировать проблемы с вниманием и регуляцией поведения. Для этого используют биологическую обратную связь: во время игры пациент видит показатели своей мозговой активности и, выполняя определенные задания, должен их менять. В результате он фактически учится контролировать активность своего мозга. Это позволит откорректировать проблемы путем тренингов, без приема лекарств.