Новосибирцев атакует опасный гибрид энцефалитного клеща

Новосибирские ученые обнаружили, что два вида клещей, встречающиеся в нашем регионе, скрестились между собой: гибрид таёжного клеща и клеща Павловского оказался намного опаснее своих прародителей – здоровье сибиряков и даже их домашних питомцев оказалось под угрозой.

Новосибирцев атакует опасный гибрид энцефалитного клеща
Фото Ю. Поздняковой, "Наука в Сибири"

Таежный клещ – известный большинству сибиряков переносчик большинства опасных заболевание: клещевого энцефалита, боррелиоза, рикеттсиоза и многих других. Он отличается особой «кровожадностью»: для выведения потомства самка таёжного клеща предпочитает паразитировать на крупных полнокровных животных. Это лоси, олени, медведи, и обычно они не обитают рядом с людьми. Вот почему новосибирцы заражаются, как правило, во время выездов на природу, и гораздо реже в центре города. Клещ Павловского для неспециалиста практически не отличим от таежного, но все-таки это разные виды, даже с разными, хоть и пересекающимися, ареалами обитания. Их естественная природная зона – Приморский край и Алтай. В отличие от таежного, клещу Павловского для прокормления хватает и небольших животных: ежей, белок, бурундуков, словом – обычных обитателей городских лесопарковых зон. Биологи, все чаще встречающие клеща Павловского в окрестностях Новосибирска, заинтересовались этим феноменом.

‒ Мы, используя секвенирование генома, стали изучать его более тщательно, и с удивлением обнаружили, что большая часть из особей — это даже не таёжный клещ и не клещ Павловского, а их межвидовой гибрид», — рассказала изданию «Наука в Сибири» заведующая лабораторией молекулярной микробиологии Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН Нина Тикунова.

Гибрид взял от своих «родителей» самые опасные для человека качества: он плодовитый (что нечасто бывает при скрещивании), прекрасно приспособлен для жизни в городе, а главное – переносит заболевания характерные для обоих видов. Он может оказаться носителем не только клещевого энцефалита, но и боррелий, риккетсий, эрлихий, аноплазм, и даже бабезий, которые поражают собак, вызывая смертельный для животных пироплазмоз.