Эксперты объяснили рост конкуренции на выборах в парламенты регионов

Эксперты объяснили рост конкуренции на выборах в парламенты регионов

Более того, в регионах резко возросла конкуренция за место в законодательных органах субъектов. Она оказалась выше семи человек на место, а в административных центрах и городских думах – более пяти человек на место.

Сергей ШМИДТ, кандидат исторических наук, доцент, публицист, радиоведущий:

– С одной стороны, любые выборы теперь напоминают о намного более спокойной, сбалансированной жизни, той, что была до 24 февраля, до перехода из формата международно-политического противостояния в формат полноценной международно-политической схватки. Раз выборы не отменили, значит, нормализация возможна – примерно с такими чувствами воспринимают голосование граждане, и что-то такое отзывается в сердцах и сознании политиков. 

С другой стороны, выборы в региональные парламенты всегда считались входным билетом в настоящую публичную политику для новичков и экзаменом на право в ней оставаться для действующих депутатов. В отличие от выборов в муниципалитетах результат на выборах в законодательные органы не может быть достигнут ни исключительно административным способом, ни простейшими технологиями типа поквартирного обхода. Тут необходимо формировать по-настоящему политические «месседжи», говорить с гражданами о самых серьезных политических проблемах, не сводя кампанию к темам горячей воды и уборки в подъездах.

Ну и, разумеется, такие выборы – это особое испытание для политических партий, в чем-то более серьезное, чем, например, выборы глав региона, на которых политические факторы могут уступать «роли личности в политической истории», и личности кандидата, и личности президента, назначившего и. о. Потому происходящий практически ажиотаж в плане количества желающих попасть в региональные парламенты вполне объясним. 

Игорь КОЗЛОВ, кандидат исторических наук:

– Дежурные спикеры «Единой России» дежурно отчитаются о том, что голосование благополучно завершилось, что благодаря титаническим усилиям местных партфункционеров и прикрепленных к ним чиновников из мэрий и региональных правительств явка в крупных городах составила привычные 5%, а в богом забытых деревнях в три раза больше.

Весной 2022 года ни эти «сенсации и разоблачения», ни сами праймериз не интересуют ровным счетом никого. Внедренное в российскую политику американское ноу-хау так и не стало органичным, превратившись в пустую формальность по легитимации через сложную и непрозрачную процедуру заранее оговоренных результатов. Никакой реальной конкуренции за места в списках партии или у одномандатников нет в помине – есть «правильные кандидаты» и нанятая для солидности массовка.

Главный вывод, который можно сделать, наблюдая за праймериз «Единой России», очень простой – система последовательно упрощает все элементы политического процесса, все, что даже минимальным образом относится к сфере публичной политики.

Владимир КУЗМЕНКИН, журналист, аналитик:

– В Новосибирской области определяется кандидатура от партии «Единая Россия» для выдвижения на довыборы в Законодательное собрание Новосибирской области по округу № 4. В предварительном голосовании участвуют три кандидата.

Учтен опыт прошлогоднего электронного голосования и последних месяцев работы, когда отмечались участившиеся случаи кибератак. Введены дополнительные условия проверки, чтобы исключить возможность двойного голосования, а также предусмотреть дополнительную защиту аккаунтов пользователей и сделать процедуру безопаснее.

Сергей КОЗЛОВ, заместитель директора ГПНТБ СО РАН, кандидат исторических наук:

– К праймериз есть определенные вопросы. Они связаны в основном с тем, что выход на них не очень прозрачен. Но, конечно, сам институт праймериз в партии обладает очень большим потенциалом. Задача этой процедуры состоит в том, чтобы помочь людям, которые бы хотели заниматься публичной политикой, каким-то образом выйти в публичную плоскость и там заявить о себе. Праймериз помогают привлечь активных и инициативных людей и вовлечь их в общественно-политические дела, а конкуренцию внутри партии можно только приветствовать.

Владимир ЛЕОНТЬЕВ, генеральный директор «Инфосфера Консалт», кандидат исторических наук:

– В последнее время наблюдал за праймериз «Единой России» и могу сказать, что есть позитивные изменения. Если это не ребрендинг, то некоторое расширение точно: стало больше открытости, больше привлекательности в самой процедуре. Я хочу сказать, что своей позицией и практическими действиями по поддержке специальной военной операции на Украине «Единая Россия» стала популярнее. Мы видим больше желающих вступить в партию. Это даже можно назвать новой волной. Поэтому конкуренция внутри партии также растет, что и показывает статистика по праймериз. Для партии это, несомненно, большой плюс.

Игорь УКРАИНЦЕВ, председатель экспертного совета фонда «Сибирская политика», депутат городского Совета депутатов:

– К институту праймериз начали привыкать. Вопросов больше не по техническим моментам, а по доверию к самой процедуре. Люди видят, когда побеждает тот, кто, условно говоря, определен, чтобы победить, – скрыть это сложно. Но праймериз – это уже данность, и надо сказать, что «Единая Россия» активно с ними работает. А больше работать нужно именно над прозрачностью процедуры, тогда и доверие вырастет.

Считаю, что нет смысла пиарить сегодня праймериз, поскольку они и так привлекают людей заметных и активных. Нет смысла гнаться за количественными показателями. Если кандидатов будет не пять, а пятьдесят, разве это говорит о росте демократичности процедуры? Еще раз подчеркну: самое главное – доверие, а количество кандидатов большой роли не играет.

Владимир КРАВЧЕНКО, член Совета Федерации от Томской области, член Комитета по экономической политике:

– Предварительное голосование (ПГ) – самая эффективная процедура отбора кандидатов на выборные должности. В этом году в Томской области оно будет использовано сразу на двух уровнях: отборе кандидатов в органы МСУ, это 1069 мандатов, и отборе кандидата на должность губернатора.

В целом же по России, по словам генерального секретаря «Единой России» Андрея Турчака, проходит более 2800 кампаний по выборам органов МСУ: они пройдут в 72 регионах России. Везде проводится процедура ПГ.

Подчеркну, что такую процедуру всенародного обсуждения кандидатур использует только «Единая Россия». Она проводится начиная с 2007 года, то есть вот уже 15-й год. Я и сам участвовал в процедуре предварительного голосования три раза.

В прошлом году в процедуре ПГ приняли участие более 47 000 жителей области. По собственному опыту скажу, что одержать победу в ПГ можно только имея четкую программу действий, направленную на улучшение качества жизни и благосостояния людей.

Вместе с тем предварительное голосование – это еще и хорошая школа для молодых кандидатов. В 2021 году доля молодежи среди участников ПГ, зарегистрированных в качестве кандидатов, составила более 25%. При этом в отборе кандидатов в Государственную Думу от Томской области более 40% были беспартийными. Претенденты представляли практически все отрасли. Но больше всего кандидатов выдвинулось от сферы образования и культуры, что закономерно для региона, где научно-образовательный комплекс является точкой сборки экономики.

И даже если кандидаты не становятся победителями, то партийная организация делает все возможное, чтобы они оставались в активе: работали в рамках реализации партийных проектов, вели деятельность в округах, советах территорий.

Такой командный подход помогает в реализации ключевых пунктов Народной программы: партийные лидеры добавляют в нее новые пункты, контролируют ход строительства, капремонта объектов, проводят социально значимые мероприятия.

Мария ПЛОТНИКОВА, доктор исторических наук, профессор Международного института экономики и лингвистики ИГУ:

– В Иркутской области выборы всегда были конкурентными и таковыми остаются сейчас. Причем на это не влияет, представителем какой политической партии является губернатор. У нас были губернаторы от Прохорова (С. Ерощенко), КПРФ (С. Левченко), из сенаторов (Д. Мезенцев), сейчас И. Кобзев возглавляет «Единую Россию», но что на уровне региона, что в городах часто побеждают разные кандидаты, причем порой совсем неожиданно, что не могут угадать ни политики, ни политологи.

Если же говорить о количестве кандидатов, то в бюллетенях встречались и по 8–10 фамилий, причем это не предел. Помнится, что на выборах в Законодательное собрание Иркутской области лет восемь назад было почти два десятка партий, хотя половина из них не набрала и по одному проценту.

Отмечу, что политическая конкуренция – это важно для региона. Она приносит свежие идеи, мысли, причем не дает застаиваться и зрелым/мудрым политикам, которые помнят, как это было десять – двадцать лет назад.

Поскольку только одна партия проводит свое внутрипартийное голосование, мы не можем говорить о конкуренции во всех партиях, поскольку нам не все известно. Но по «Единой России» видно, что даже для «своих» там есть сенсационные результаты, как, например, проигрыш мэра Байкальска завучу иркутской школы. Чаще всего проигравшие в праймериз могут идти самовыдвиженцами, а значит, в бюллетенях будет бОльше кандидатов, чем предполагалось. Значит в партию, а потом и во власть могут прийти другие люди с более свежими востребованными идеями.

Подготовил Виктор ТИТОВ.

Фото предоставлено Новосибирским экспертным клубом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру