Сибирские эксперты высказались о роли искусства в современных реалиях

На днях в Новосибирске заслуженный артист России Аркадий Бурханов исполнил заметную роль во флешмоб-перформансе на вокзале Новосибирск-Главный, в ходе которого состоялось коллективное исполнение известной патриотической песни «С чего начинается Родина». Получилось необычное мероприятие в поддержку бойцов, участвующих в операции по демилитаризации и денацификации Украины. 

Сибирские эксперты высказались о роли искусства в современных реалиях

Прошедшая акция обострила вопрос о том, что деятели культуры до сих пор не решились на создание произведений, которые должны продемонстрировать миру справедливость и гуманность действий российской армии. 

Легендарная песня «Священная война» появилась в первые дни после начала сражений. Текст был опубликован в газетах через двое суток, а еще через двое она, созданная на музыку Александрова, прозвучала публично. Всемирно известный плакат «Родина-мать зовет!» появился уже в конце июня 1941 года, через неделю после начала войны. Примерами высокого искусства до сих пор остаются сатирические рисунки объединения Кукрыниксы и других художников.

В то же время афганская и чеченская войны практически не отразились в высокохудожественных произведениях. В итоге тема стала предметом хаотичного бардовского творчества или неконтролируемых художественных исследований.

Сейчас мы слышим только новости об отъезде из России деятелей культуры, которые не поддерживают цели операции. За это время не появилось ни песен, ни адекватных плакатных решений, ни сатирического материала, который подчеркивал бы смысл и геополитическое значение происходящих событий.

Аркадий БУРХАНОВ, заслуженный артист России, художественный руководитель ансамбля ранней музыки Insula Magica, профессор консерватории:

– Так случилось, что я оказался в эпицентре коллективного перформанса на Новосибирском вокзале. 

Предыстория такова: в первую неделю после начала спецоперации у меня уже было осознание того, что я должен каким-то образом обозначить свое отношение к происходящему. Я направил обращения в региональное и федеральное министерства культуры, в которых выразил готовность принять участие в любых государственных акциях в поддержку действий в Донбассе, я также предложил обсудить идею культурного проекта «Сибирь – Донбассу». Буквально через пару дней раздался телефонный звонок, и я получил предложение от председателя новосибирского отделения Союза молодых композиторов Ильи Ильдеркина записать видеообращение в ГТРК и принять участие в публичной акции на вокзале.

Стоит ли говорить о том, что подобная инициатива «снизу», а именно на этом я хочу сделать акцент, прошла процедуру всех необходимых согласований «наверху». Но, видимо, не всех и не везде. От коллег, участвовавших в акции, я узнал, что флешмоб задумывался более масштабным – с оркестром и большим хором. В результате оркестр был сначала урезан до скрипки, виолончели и гитары, а за час до съемки выяснилось, что и скрипки с виолончелью не будет – не получили разрешения. С певцами повезло больше – нашлось достаточное количество волонтеров, плюс оперативно сработала Новосибирская филармония, предоставив по письменной просьбе ГТРК солистов хорового ансамбля «Маркелловы голоса». Однако, например, Новосибирская консерватория, получив аналогичное письмо о предоставлении поющих студентов, отказала в этой просьбе.

Два дня понадобилось в 1941 году, чтобы возникла песня «Священная война», и чуть позже она зазвучала из всех репродукторов страны! Каким же таким чудесным образом авторы песни оказались готовы в первые же дни войны осознать священность происходящих событий? Думаю, они были к этому готовы задолго до начала физических военных действий на территории нашей страны. 
По моему мнению, эта война продолжается и сейчас – фронт борьбы Тьмы со Светом пролегает в душе каждого человека. А значит, каждый рано или поздно должен сделать осознанный выбор – на чьей он стороне? 

Более 30 лет нас отучали от попыток подобного осознания, навязывая сомнительные материальные и «духовные» ценности общества потребления. Оказалось, что за последнее десятилетие за государственный счет было создано множество разножанровых произведений, которые «не соответствуют культурному коду государства и несут идеологию, разрушающую традиционные моральные ценности страны в соответствии с установками геополитических противников России…»
Уверен, что «элитные рептилии от заводчика», по выражению Марии Шукшиной, стремительно покинувшие Родину в первых рядах, прекрасно осознавали, чем занимались, чьи заказы исполняли и что за это им придется расплачиваться. 

Любовь МАЙСНЕР, руководитель ООО «Исследовательские практики Маркетинг+Консалтинг»:

– Сейчас, во время операции на Украине, когда общество объединяется, растет уровень патриотических настроений, а «деятели культуры», работавшие на самом деле в противовес целям культурной политики, самоустранились, появляется шанс, что культура начнет работать на поддержание «боевого духа» (тут я имею в виду не только военнослужащих РФ, но и все общество). Важно, чтобы поддержка шла именно тем деятелям культуры, которые искренне, от всей души любят Россию, а не тем, кто будет «тупо осваивать бюджет».

Я лично восхищаюсь певицей Юлией Чичериной, которая с 2014 года без излишнего пиара, не денег ради, постоянно посещала Донбасс, в настоящее время находится в гуще операции на Украине, поет для солдат («На передовой», «Рвать», «Моя Спарта», «Бог устал без хороших людей» и другие отличные вдохновляющие произведения).

Константин ЗИНОВЬЕВ, управляющий партнер юридической компании:

– Мне все чаще приходит на ум известная статья Горького «С кем вы, мастера культуры»? И действительно, «культурных мастеров» у нас более чем достаточно. Каждый обживает свой уютный мирок, теплую сухую норку с неприкосновенными закромами. 
Считаю, что сотни тысяч «культурных» нахлебников, живущих за счет налогоплательщиков, должны наконец-то отдать свой долг. И не только в виде бесконечного «развлекалова», но и в виде настоящих художественных произведений, отвечающих чаяньям народа. Ну а если нет – то покинуть свои теплые насесты.

Олег ВИКТОРОВИЧ, президент АНО «Дом с часами»:

– Происходящие исторические события очень ярко показали скудоумие и продажность тех, кого напрасно называют деятелями культуры. Там есть персоны, которые заблудились. Но основная масса – агенты влияния ультралиберального толка, которые профессионально ведут антигосударственную, деструктивную работу в нашей стране.

Глобализация уничтожает суверенные государства, народы, населяющие разные континенты Земли. Унифицирует культуру, загоняет ее в цифровой концлагерь. Информация в масс-медиа – это основной инструмент манипуляции общественным сознанием, инструмент влияния. Навязывают крайний эгоизм, низменные чувства, гипертрофированные амбиции. 

Тем временем настоящие деятели культуры творят прекрасное, доброе, вечное по всей России. Это не разновидности «поющих трусов» из шоу-бизнеса и интернета, а созидатели подлинной, исконной культуры России и ее самобытных народов, единых в миропонимании и в уважении к предкам.

Александр ГОЛЫШЕВ, российский культуролог, доктор культурологии, профессор:

– Традиции поддержки российского воинства искусством имеют большую и славную историю. Особенная роль, конечно, принадлежит музыке и песенному искусству. И сегодня они являются фактором укрепления воинского духа и великих традиций прошлого, связей с «большой землей». 
Мастера искусств выступают перед нашими воинами в Донбассе. Это отрадно и совершенно правильно. Не преувеличу, если скажу, что воины-участники специальной военной операции спасают не только Украину, но и весь мир от национал-фашизма и третьей мировой войны. 

И в это же время произошел раскол в российской творческой элите. Немалая ее часть покинула Отечество. Справедливо заметить, что главной причиной была не идеология, хотя ею прикрывались, а спасение своих финансовых накоплений. Пришло время выбора, и выбор ими был сделан, но не в пользу «целостности и соборности», а прозападного паттерна. Их национально-культурная неукорененность выражалась в массовой культуре, базирующейся на низших эстетических аспектах творчества, которые хорошо оплачиваются, но стимулируют интеллектуальную деградацию личности, примитивизируют искусство. Поэтому от ее носителей не приходится ждать произведений, которые должны продемонстрировать художественными средствами миру и жителям страны справедливость и гуманность. А для серьезного искусства нужно еще время, чтобы осознать историческое значение этих событий, великий подвиг российского солдата. Все это должно отрефлексироваться в памяти народа, пройти через души творцов, стать произведениями искусства, которые обозначат новый период развития нашей культуры. Здесь очень значима роль деятелей искусства. 

Инэсса Рябинина, управляющий партнер юридической фирмы:

– Последние десять лет культурные деятели, по сути, обслуживали олигархию. Эстрадная когорта была оторвана от народа, являлась этакой обслуживающей девкой верхнего класса и наиболее обеспеченных слоев среднего. К сожалению, это было так. Вот только сейчас мы увидели, что культура стала поворачиваться лицом к простым людям. Только сейчас появились надежды, что будут пересматриваться подходы к финансированию культуры. Народ другого власти не простит.

Подготовил Виктор ТИТОВ.

Фото Новосибирского экспертного клуба.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 13 апреля 2022

Заголовок в газете: Глаголом жечь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру