Несколько политических партий предложили уточнить их статус

Партии «Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» вслед за КПРФ выступили за корректировку закона об иностранных агентах. Они предлагают, чтобы статус иноагента устанавливал суд.

Несколько политических партий предложили уточнить их статус

По мнению ряда экспертов, данная инициатива вызвана стремлением системной оппозиции получить симпатии несистемщиков. Вместе с тем многие признают, что решение вопросов иноагентов в суде приведет не только к затягиванию процесса, но и усугубит восприятие этого статуса как наказание.

Андрей ГУДОВСКИЙ, руководитель общественной организации «Город», депутат Совета депутатов Новосибирска:

– Ситуация вокруг статуса иностранного агента оставляет в последнее время двоякое впечатление. Сейчас непонятно, кто признает иноагентом. Процедура непрозрачная и потому, по мнению многих, неправильная, а вот решение о признании по суду – это уже другой подход. Не соглашусь с тем, что решение вопросов иноагентов в суде приведет к затягиванию процесса – ведь есть ускоренная процедура: почему бы ей не воспользоваться? Я плохо отношусь к тем, кто отрабатывает повестку за западные деньги, но просто так взять и объявить иноагентом – это неправильно. Нужна четкая и понятная процедура.

Игорь КОЗЛОВ, кандидат исторических наук:

– Я бы оттолкнулся от мнения, которое высказал президент на Валдае. Там нобелевский лауреат Дмитрий Муратов как раз этой темой интересовался. Маргарита Симоньян пояснила, что в США статус иностранного агента присваивается не по суду, но за уклонение от выполнения решения светит до пяти лет!

Почему появилась инициатива КПРФ, «Новых людей» и прочих? Статус иноагента сегодня присваивается как какая-то бирка – без всякого рассмотрения. Это вызывает вопросы и потому президент сказал, что есть моменты, с которыми нужно разобраться.

С моей точки зрения, если есть иностранное финансирование, то оно должно быть окрашено. Все должно быть очевидно! А иначе нас ждут многочисленные скандалы. Как, например, в Иркутске, где статус иноагента получил известный историк и краевед Алексей Петров, что вызвало бурю возмущения в научной среде и среди общественности.

Олег ВИКТОРОВИЧ, президент АНО «Дом с часами»:

– Глядя на то, как осуществляется практика объявления отельных лиц и организаций иностранными агентами, я могу сказать, что, несмотря на имеющиеся шероховатости, снаряды, образно говоря, ложатся туда, куда надо! Есть информация о политике государства в этом отношении и это не имеет никакого отношения к свободе слова и цензуре. Пора навести порядок! В том числе и в культурной политике, где мы видим немало примеров антигосударственных действий. Мало ли в соцсетях «видосиков», которые запускают нам Ходорковский и ему подобные? Считаю, что корректировка закона об иностранных агентах сегодня не нужна. Закон выполняет возложенную на него задачу и защищает российское общество.

Владимир ЛЕОНТЬЕВ, генеральный директор «Инфосфера Консалт»:

– Вопрос на самом деле вовсе не такой простой, как кому-то у нас это кажется. Не должно быть голословных обвинений, поскольку тема эта очень серьезная. Чтобы объявить иностранным агентом, нужно обязательно опираться на тщательно проверенную доказательную базу. Но вовсе не обязательно, что решение должен будет принимать суд. Вполне возможно создать специальную комиссию, которая может решать такие вопросы. Но самое главное – выработать критерии, в таком случае не будет ненужных дискуссий, поскольку принятое решение будет опираться на факты, с которыми не поспоришь.

Сергей ШМИДТ, кандидат исторических наук, доцент, публицист:

– Думаю, что это тот случай, когда системная оппозиция не гоняется за симпатиями несистемщиков. Системная оппозиция вообще приучена вести себя очень осторожно в этом смысле, а здесь делает совершенно здравое предложение. Хотели бы симпатий радикальной оппозиции, предложили бы отменить сам закон. Будучи реалистом, полагаю, что пока не произойдет хоть какой-то «разрядки» во внешнеполитическом противостоянии, в котором руководство России капитулировать не собирается, закон об иноагентах отменен не будет. Однако корректировок и смягчений закона добиться можно. Тем более что власть неоднократно демонстрировала собственную (возможно, лукавую) способность приоткручивать гайки после их радикального закручивания (так было, например, с реформой Академии наук или новым пенсионным возрастом). Стратегический выигрыш остается на стороне власти, а недовольство отчасти нейтрализуется, ведь сугубо формально власть пошла на уступки под общественным давлением.

Ситуация с законом об иноагентах, особенно в той его части, что касается физических лиц, выглядит аномальной даже с точки зрения вполне последовательных симпатизантов власти. Гражданам России, объявляемым иностранными агентами, наносится совершенно реальный ущерб (возникают реальные сложности с трудоустройством, публичными выступлениями, могут осложняться элементарные отношения с соседями по подъезду и т. д.), и делается это без открытого судебного разбирательства, по кабинетному решению никому не известных чиновников. Это надо исправлять, и чем скорее, тем лучше. Более того, это исправление не только в интересах пострадавших, но и в интересах самой власти, в интересах ее же собственной репутации, которую ничто не исправит в глазах упомянутой радикальной оппозиции (это уже отрезанный ломоть), но которую недавнее правоприменение закона об иностранных агентах весьма существенно ослабило в глазах умеренной части политической публики.

Игорь УКРАИНЦЕВ, председатель экспертного совета фонда «Сибирская политика»:

– Не считаю инициативу по корректировке закона об иностранных агентах вызванной стремлением системной оппозиции получить какие-то дополнительные симпатии. Никаких заигрываний тут нет. Я вообще полагаю, что эта инициатива родилась не в офисах трех парламентских партий, а совсем в других кабинетах, где ясно увидели, что сейчас ситуация вокруг статуса иноагента является очень запутанной. Принято логичное решение ее поправить, но «Единая Россия» по понятным причинам откатить назад не может, поэтому выступили с предложением другие партии.

Я поддерживаю решение устанавливать статус иноагента через суд. Все-таки в суде есть возможность защищать свою позицию, доказывать правоту. Ну а если доказано, что иностранные деньги получены, то все очевидно – и суд это подтверждает. В результате статус иноагента перестанет быть таким малопонятным, как сейчас.

Фото предоставлены Новосибирским экспертным клубом 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 27 октября 2021

Заголовок в газете: Иностранных агентов отправляют в суд

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру