Евгений Лебедев: Здоровье людей — забота государственной важности

О проблемах современного российского здравоохранения размышляет депутат Новосибирского горсовета

29.05.2019 в 11:18, просмотров: 198

Обеспечение населения льготными лекарствами — не просто важная часть социальной политики государства. Для тех, у кого серьезные проблемы со здоровьем, цена своевременного получения препарата — это сама жизнь. О том, какие меры необходимо принять для того, чтобы люди не становились заложниками системы лекарственного обеспечения, размышляет депутат Новосибирского горсовета Евгений Лебедев.

Евгений Лебедев: Здоровье людей — забота государственной важности
Фото предоставлено пресс-службой

— Евгений Владимирович, по всей видимости, в Новосибирске ситуация со льготными препаратами в целом зависит от ситуации по всей стране. Как вы расцениваете ее?

— Действительно, вопросы льготного лекарственного обеспечения в меньшей мере зависят от муниципалитетов: преимущественно это зона ответственности федерального центра и регионального правительства. Федеральный бюджет обеспечивает бесплатными препаратами 4,7 млн пациентов, еще для 8,9 млн человек лекарства покупают региональные бюджеты. Ежегодно в нашей стране тратится более 380 млрд рублей бюджетных средств на лекарственное обеспечение. Тем не менее более 70% льготников вынуждены покупать препараты за свой счет, потому что расходы государства на закупку лекарств мало соотносятся с эффективностью их распределения. Многие, наверное, помнят скандал, когда осенью 2018 года в Санкт-Петербурге на складе центральной фармацевтической базы, поставляющей лекарства для льготных категорий граждан, обнаружили 156 тыс. единиц просроченных препаратов на сумму более 300 млн руб. Сколько жизней могли бы спасти эти средства, полученные вовремя теми, кто нуждался в них?!

— То в одном, то в другом регионе периодически возникают задержки с обеспечением льготников лекарствами. В чем вы видите причины этих сбоев в системе?

— Есть причина объективная и банальная — нехватка финансов, особенно в тех случаях, когда бюджет региона сверстан с дефицитом. Обычно это касается наиболее дорогостоящих препаратов. В подобных случаях при закупке лекарств чиновники предпочитают заменять дорогие средства дешевыми дженериками российского производства, что может ухудшить состояние здоровья пациентов, ведь организм человека физически и эмоционально привыкает к определенному препарату. Не чиновник, а исключительно врачебная комиссия вправе решать, какое лекарство требуется человеку!

Основная же причина перебоев в снабжении лекарствами — субъективная. Она кроется в некачественном или несвоевременном проведении закупок. Далеко не в каждом регионе известно, какое количество людей имеет право на льготные лекарства, сколько человек пользуется льготой и по какой из государственных программ.

— Что можно сделать для решения проблемы на федеральном уровне?

— Основная задача государства — это создание единого реестра получателей льгот и единого перечня жизненно важных лекарств для льготного обеспечения. Отталкиваясь от реальных цифр, можно в целом планировать расходы бюджетов на закупку льготных препаратов и развивать собственное фармацевтическое производство, исходя из объемов потребления. Что касается дорогостоящих и редких лекарственных средств, производимых за рубежом, выходом может стать проведение централизованных госзакупок, что, по оценкам специалистов, на 10-20% позволит снизить цену закупаемых препаратов.

— Если большая часть механизмов решения проблемы находится в руках регионов и Москвы, можно ли сделать что-то на муниципальном уровне для нормализации ситуации со льготными лекарствами?

— Без сомнения. Давайте вспомним, как раньше действовала система обеспечения населения льготными препаратами. Льготник мог получить их в любой аптеке на бесплатной основе, а затем аптека выставляла городской администрации счет на оплату. Сегодня город закупает для льготников лекарства в рамках перечня, утвержденного Минздравом, и чиновников мало волнует, окажутся закупленные лекарства эффективными или нет, кто успеет или не успеет их получить. Значит, надо создать гибкую систему закупок, настроенную под потребности каждого человека. Если пациенту необходим конкретный препарат, то и средства на него должны быть выделены здесь и сейчас, а не через полгода. Кроме того, нужно увеличить срок действия выписываемого рецепта, чтобы больной человек не был вынужден периодически обновлять его в поликлинике.

Серьезная проблема любого муниципалитета — это неправильное управление товарными запасами лекарственных средств. Если свести в единую базу данных все сведения о том, какие препараты и в каком объеме требуются городу, а затем использовать эти данные при проведении закупок и распределении лекарств по аптекам, это снимет большую часть напряженности с обеспечением льготников. Кроме того, необходимо предусмотреть резерв лекарственных средств, чтобы люди не зависели от того, когда же состоится ближайшая закупка лекарств. Для этого в течение ближайших трех лет следует проводить закупки с превышением реальной потребности на 5-10%, что позволит создать региональный склад с запасом лекарственных средств на срок от трех месяцев до полугода. Это сведет к нулю проблемы и несвоевременной закупки льготных лекарств, и судебных разбирательств по этому поводу.

Хочу быть понятым правильно. Лично я — молодой и здоровый человек, однако никто из нас не застрахован от того, что он сам или кто-то из его родных завтра не заболеет или получит травму. Создавая эффективную систему обеспечения населения льготными лекарствами, мы работаем не для каких-то безымянных больных: завтра этим пациентом может оказаться любой из нас, так что базис для поддержания здоровья нации необходимо закладывать прямо сейчас.