По версии следствия, Обласов в начале 10-х годов вместе со своим партнером Николаем Вдовом получил от мэрии Новосибирска муниципальную землю в Мочище, на которой было организовано СНТ «Сказочная поляна». Затем участки земли были проданы ООО «Энергомонтаж», которую на тот момент возглавлял Иван Сидоренко – он тоже в итоге оказался на скамье подсудимых.
Обвинение считает, что в результате оформления права собственности на земельные участки мэрии был причинен ущерб в особо крупном размере – 383 млн рублей.
Как следует из обвинительного заключения, которое было оглашено в зале суда, от законной схемы выделения земли эта отличалась тем, что будущие дачники с самого начала не планировали заниматься садоводством и вообще не подозревали о готовящейся схеме. И что договоренность о продаже участков застройщику была уже достигнута к тому моменту, когда они были выделены.
По версии следствия, все произошло следующим образом: обвиняемые нашли группу лиц (свыше 100 человек), которые выдали фиктивную нотариальную доверенность, в которой вошли в состав СНТ «Сказочная поляна» как лица, использующие входящую товариществу землю для ведения садоводческого, огороднического или дачного хозяйства. По этим документам земли предоставляли в собственность бесплатно. Затем Обласов и Вдов направили в мэрию заявление о предоставлении в собственность земельных участков. Городские власти дали разрешение, а фигуранты дела зарегистрировали право собственности на земельные участки и продали строительной компании. При этом «члены СНТ» могли даже не знать о вступлении в товарищество и выделении земли.
Михаил Обласов свою вину признать отказался. По его словам, в «Сказочную поляну» он вошел как инвестор, который хотел вложить определенную сумму, получить на этом прибыль – и все. Никаких решений он не принимал, никаких соглашений не заключал, всем этим занимался его бывший партнер Николай Вдов, учредитель и руководитель СК «ИнтерСтрой», основанной в 2009 году. «ИнтерСтрой» известен тем, что возводил такие проекты, как БЦ «Да Винчи», ЖК «Белые росы», бизнес-парк «Академический» и так далее. Из состава учредителей «ИнтерСтроя» Николай Вдов, согласно данным Rusprofile, вышел в конце 2020 года – за полтора года до ареста его и Михаила Обласова.
Также Вдов был соучредителем ООО «Лидер-НСК», которое еще в 2019 году фигурировало в скандале с земельными махинациями – и в итоге привело на скамью подсудимых бывшего начальника управления по земельным ресурсам мэрии Новосибирска Юрия Кузнецова. Кузнецов, как установило следствие, продал «Лидеру» земельный участок на льготных условиях за 15% от кадастровой стоимости, тогда как общество права на такую льготу не имело. Это принесло ущерб бюджету Новосибирска в размере около 6 млн рублей, а «Лидер-НСК» в том же году начал процедуру банкротства.
Что касается передачи участков без конкурса, по словам Обласова, в этот период вся земля передавалась таким способом, поскольку Генеральный план Новосибирска на тот момент еще не был принят.
«Николай Вдов планировал приобрести землю у граждан для того, чтобы построить там коттеджный поселок, – сообщил на судебном заседании Михаил Обласов. – На тот момент я решил войти в проект как инвестор и передал деньги Вдову. Все остальное он делал сам – и участки оформлялись на его имя. Впоследствии часть земли была перепродана с целью изыскать средства для подключения к коммунальным сетям – на тот момент для этого требовалось около 200 миллионов рублей. У меня такой суммы не было».
Мотивом Вдова назвать его соучастником Обласов назвал «личные причины»: в 2016 году между бывшими партнерами произошла судебная тяжба по поводу невозвращенного долга. Вдов, по его словам, суд проиграл, но деньги так и не вернул.
Сам Николай Вдов в ходе судебного разбирательства в 2023 году заявил, что не является председателем «Сказочной поляны» и что в Rusprofile указаны недостоверные сведения. Его дело было разобрано в течение трех недель – в конце октября 2023 года Вдов был признан виновным: приговором стал условный срок в 3 года и штраф в 300 тысяч рублей.
Разбирательства по делу Михаила Обласова продолжаются уже почти год.