Крупнейшие торговые площадки Новосибирска возвращаются к работе

Во вторник, 26 мая, губернатор Андрей Травников подписал распоряжение, которое позволит возобновить работу трем городским рынкам Новосибирска — Ленинскому, Октябрьскому и Центральному. Две недели назад власти жестко отсеяли эти торговые площадки от других, находящихся в сельских районах области рынков, которым было разрешено возобновить свою деятельность. 

Крупнейшие торговые площадки Новосибирска возвращаются к работе

Тогда решение было мотивировано тем, что на этих трех городских площадках «творится бардак» с соблюдением эпидемиологической обстановки. Хотя и навевало мысли о дискриминации, поскольку в областном центре продолжали деятельность не менее десятка торговых точек, по всем атрибутам соответствующих названию «рынок».

Вопросы различной степени сложности

«Главная сложность нынешнего момента в диссонансе, что разрешено делать, а что нет, — считает директор агентства «Центр деловой жизни» Андрей Кузнецов. — Руководство региона ищет возможность сохранить экономическую активность и социальную стабильность, одновременно вводя ограничительные меры против распространения коронавируса».

Как отметил эксперт, сложность стоящей перед областной властью задачи беспрецедентна, но она запретила весеннюю охоту, не объясняя, чем та может быть опасна в плане распространения COVID-19. «Кто должен ограничивать круг передвижений на сто метров вокруг дома, когда можно посещать супермаркеты и автоцентры? — задает актуальные вопросы Андрей Кузнецов. — Почему парикмахерская становится безопаснее обувного магазина? Отчего первая работать может, а второй — нет?» 

Пять недель простояли без работы три крупнейших рынка Новосибирска. 26 мая Андрей Травников подписал постановление, которое разрешало работу рынков в Новосибирске. Теперь там можно торговать продуктами и товарами для садоводства и огородничества, включая инвентарь, семена, посадочный материал, средства защиты растений, удобрения. Впрочем, о том, что это случится, в конце прошлой недели прозвучало несколько обнадеживающих заявлений. 

«Считаю, что мы уже готовы возобновить работу рынков в Новосибирске, — заявил на прошлой неделе в эфире «Радио России» мэр Анатолий Локоть. — Прямо скажем, ряд из них не отличался добросовестностью исполнения ограничений, но сегодня ежедневные проверки говорят, что удалось этого режима достигнуть».

Непродовольственные отклонения

Деятельность Ленинского, Октябрьского и Центрального рынков, как других аналогичных предприятий области, была приостановлена с 19 апреля после того, как в СМИ появилась серия критических материалов о грубых нарушениях особого режима. Касались они в основном вопроса, что на них продолжалась торговля непродовольственными товарами. «Центральный рынок не смог или не захотел закрывать объекты, которые сейчас не имеют права на работу, — объяснял «Новосибирским новостям» начальник управления потребительского рынка мэрии Новосибирска Виталий Витухин. — К ним относится торговля обувью, тканями — теми товарами, которые не относятся к предметам первой необходимости».

Вдобавок к этому Центральному рынку были предъявлены претензии, что он не может обеспечить социальной дистанции на цокольном этаже, где сданы места под торговлю непродовольственными товарами. При этом чуть позже обнаружилось, что арендаторы торговых площадок Центрального рынка продолжали работать, невзирая на запрет.

Все эти моменты стали определяющими, когда 12 мая губернатор Андрей Травников, подписывая постановление о возобновлении работы рынков в области, не разрешил работу на трех рынках областного центра. 

Директор ООО «Рынок Центральный» Александр Ракшин пытался апеллировать к Андрею Травникову. В специальном обращении он попытался давить на социальную ответственность руководителя области, убеждая, что запрет создает сложности для приобретения актуальных сезонных товаров, необходимых в сезон посадок. «Сейчас начался дачный сезон: арендаторы, а это ни много ни мало триста торговых палаток, вырастили рассаду и саженцы, — взывал в документе директор рынка. — Они в панике, не зная, куда реализовывать столько продукции, ими вложены огромные деньги, зачастую это кредиты».

Но уже через три дня получил ответный удар. Начальник отдела торговли и услуг управления потребительского рынка мэрии Новосибирска Юлия Кремлева провела проверку соблюдения постановления о запрете торговать на рынках. В ходе нее выяснилось, что на социальных торговых местах около 100 продавцов спокойно вели торговлю рассадой и сопутствующими товарами, а арендную плату с них взимала администрация рынка.
Какие рынки рыночнее?

Впрочем, нечто подобное социальному взрыву назревало. 21 мая около пятидесяти торговцев городских рынков устроили несанкционированный сход у здания администрации Новосибирской области. Предприниматели требовали встречи с губернатором Андреем Травниковым для выдвижения своих требований.

Акция имела определенную результативность. Заместитель губернатора Сергей Семка провел совещание с руководителями торговых организаций и представителями инициативной группы из числа продавцов, которые представили свои планы по обеспечению безопасности посетителей, а также заверили в готовности их реализовывать. Несмотря на то что ситуация на Центральном рынке и прилегающей к Ленинскому рынку территории была названа «бардаком», необходимые слова о том, что открытие рынков не за горами, были сказаны. «Будет только продажа продовольственных товаров, садово-огородного инвентаря и саженцев, — заявил «Континенту Сибирь» Сергей Семка. — А на первом этапе начнут работать магазины площадью до 400 кв. м». 

Впрочем, от истории с закрытием Ленинского, Октябрьского и Центрального рынков остается странное послевкусие. Оказалось, что далеко не все объекты в Новосибирске, которые выглядят рынками, таковыми являются на бумаге. Так, некоторые крупные торговые площадки не попали под запрет, поскольку не зарегистрированы как рынки. В их числе оказались Хилокский рынок и расположенный рядом с ним Малыгинский. В этот список также входят Левобережный рынок, находящийся недалеко от площади Калинина Заельцовский рынок, рынок «Арбуз» в Нижней зоне Академгородка, не считая ярмарку, расположенную рядом с домом № 108 по улице Кирова, зарегистрированную как торговая галерея.

«В сфере торговли и услуг действия властей могут стать похожими на дискриминацию отдельных видов деятельности, — считает директор агентства «Центр деловой жизни» Андрей Кузнецов. — Поэтому в адрес власти идет поток разнообразной критики».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 27 мая 2020

Заголовок в газете: Невидимая рука рынков

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру