Вторая половина 2024 года отметилась рядом факторов, провоцирующих рост цены. Начиная от постепенного смещения спроса с недорогих «китайцев» на менее бюджетные модели из той же страны и заканчивая политикой Банка России, который продолжал повышать ключевую ставку и ввел с июля 2024 года дополнительные надбавки на автокредиты.
В апреле цена нового автомобиля упала (впервые за 10 месяцев) ниже 3 млн рублей, но 1 июля снова перешагнула эту отметку – многие эксперты назвали этот шаг по-своему символическим.
Автоэксперт Кирилл Форманчук в интервью «Федерал Пресс» в конце сентября заявил, что тот, кто не успел к сегодняшнему дню купить машину, уже опоздал, поскольку эти три фактора – кредитные ставки, усложнение перевода денег за границу и удорожание утильсбора – отправит цены в ближний космос. На вопрос о том, может ли средняя цена снова уменьшиться, он ответил, что нет, ни в коем случае. По его словам, это возможно только при снижении утильсбора. А он будет только расти.
В то же время другие эксперты считают, что подобные выводы выгодны в первую очередь автодилерам, желающим подогреть спрос.
По данным «Авто.ру Бизнес», самым растущим трендом текущего года стал трейд-ин – то есть обмен старого автомобиля на новый с доплатой. Только в Новосибирске автодилеры за год увеличили долю автомобилей, поступающих на склады по трейд-ин, более чем в полтора раза – в августе она составила 44%, год назад она была равна 27%.
Причиной этому, по словам руководителя группы по работе с ключевыми клиентами Сергея Игнатова, стала затоваренность складов автомобилями, из-за чего продавцы делают выгодные предложения по сдаче подержанного авто при покупке нового – и часто это сопрягается с особыми условиями автокредита.
«В ближайшее время дилеры могут столкнуться с ситуацией, когда на стоке будут скапливаться традиционные автомобили западных автопроизводителей, число желающих на которые не растет – прокомментировал Игнатов. – И продавать их будет все сложнее и дороже. При этом не принимать их в трейд-ин также нельзя, потому что нужно продавать новые авто из Китая. Выходом может быть планомерное снижение цен на автомобили с пробегом и крайне внимательная оценка авто при приеме».
Эксперт отмечает, что проблема с накоплением стоков автомобилей с пробегом от автоконцернов, покинувших российский рынок, будет актуальна в основном для среднего ценового сегмента. Ниша авто от 4,5 млн и выше все еще не занята, и автомобили с пробегом от западных брендов продолжат пользоваться спросом.