Игорь КОЗЛОВ, кандидат исторических наук:
– Для российского бизнеса уход западных компаний с нашего рынка открывает новые возможности. Успех возможен, если государство окажет такую же поддержку, которую оно оказало для развития отечественной IT-отрасли. Здесь был задействован целый комплекс разнообразных мер: и льготы, и кредиты, и много еще чего. Если такой же подход будет сегодня, то наш средний бизнес быстро сориентируется и будет активно развиваться. И тогда мы подойдем к той модели, о которой говорят думающие экономисты: 40% ВВП должен давать малый и средний бизнес, а опираясь на него, будет развиваться и крупный.
Владимир КУЗМЕНКИН, журналист, аналитик:
– Уход западных компаний с российского рынка будет иметь неодносторонние последствия. Примат политики над экономикой довольно быстро заставит многих представителей крупного бизнеса задуматься над ситуацией. Разумеется, будут последствия и для российской экономики. Но сценарии мобилизационной экономики у нас разрабатывались разными умами на протяжении довольно долгого времени, поэтому здесь никого ничем не удивишь. Дело за тем, чтобы конкретные наработки не остались пылиться на полках, а были претворены в жизнь. Для этого нужна политическая воля, а она, как мы видим, есть.
Конкретный пример, как начали действовать в Новосибирской области. Губернатор Андрей Травников объявил, что создан антисанкционный штаб, в работе которого будут использоваться те инструменты, которые были использованы в период пандемии и успешно себя показали.
Антисанкционный штаб Новосибирской области в ближайшее время будет заседать не реже одного раза в неделю. Основные задачи штаба определены: контроль ситуации на рынках и недопущение неоправданного роста цен. Кроме того, будут оцениваться федеральные меры поддержки и, соответственно, предлагаться меры для поддержки бизнеса и предприятий в региональном масштабе.
Татьяна КОСАЧЕВА, директор Института политики и технологий:
– Если где-то убыло, значит, где-то прибыло. Подтверждением тому стал 2014 год, когда в отношении нашей страны были впервые введены жесткие санкции. Тогда была выстроена политика импортозамещения. Развивались все отрасли: от строительных материалов, науки и IT до сельского хозяйства, особое внимание уделялось продовольственной безопасности.
В этот раз санкции впервые были введены в отношении креативных индустрий, в частности, кино. Многие представители творческой интеллигенции уже успели впасть в панику, заявив, что теперь нечего будет смотреть. И не на чем будет снимать. Но давайте посмотрим, что уже готов предложить российский рынок. Например, есть развивающийся якутский кинематограф. Да, он сейчас отчасти непонятен массовому зрителю, но если будет качественный дубляж на русский язык, ориентация сюжета на жителя Центральной России, тогда у якутского кино есть все шансы завоевать большие экраны России.
На данный момент принимаются беспрецедентные меры поддержки бизнеса. Конечно, хотелось бы, чтобы появились и адресные меры поддержки людей. Более «дешевые деньги» (на данный момент процентная ставка по кредитам слишком высока) нужны и бизнесу, и физическим лицам. Поэтому кредитование по льготным условиям стало бы существенной мерой поддержки.
Владимир ЛЕОНТЬЕВ, генеральный директор «Инфосфера Консалт», кандидат исторических наук:
– Конечно, для отечественного производства уход западных компаний с российского рынка принесет определенные трудности (заметим, что и для самих этих компаний тоже). Проблемы будут иметь различный масштаб в зависимости от определенного сегмента экономики. Но эта ситуация открывает перед Россией и совершенно новые возможности. Становится ясно, что нужно пересмотреть некоторые приоритеты и развиваться дальше, опираясь на свои собственные силы. Как пример можно назвать КамАЗ, который уже сообщил, что переходит на российские запчасти.
У нас большая страна, найдутся необходимые резервы. Что-то мы перепрофилируем, где-то отыщем новые возможности. И, конечно, будем усиленно развивать экономические связи с Китаем и Индией. Да, будет непросто, но этот период мы должны пройти, опираясь на свои собственные силы.
Сергей ШМИДТ, кандидат исторических наук, доцент, публицист, радиоведущий:
– Настоящие предприниматели в принципе устроены так, что рассматривают любые проблемы как возможности и шансы, даже если эти проблемы создаются какими-то препятствиями и ограничениями.
Что касается новых предпринимательских возможностей, то они, скорее всего, будут связаны со сферой сельскохозяйственного производства, общепита, сферы услуг, легкой промышленности, производством товаров массового спроса. Однако следует помнить, что все эти возможности так или иначе связаны с потребительским спросом, который удастся удержать на приемлемом уровне только в том случае, если не произойдет ничего катастрофичного с основными статьями российского экспорта, а это статьи в основном ресурсные.
Дмитрий КОБЗЕВ, главный редактор информационного портала «Новости Горного Алтая», член Общественной палаты Республики Алтай:
– Не стоит приуменьшать значение антироссийских санкций. Они чувствительны для экономики нашей страны. В первую очередь это касается жителей крупных городов.
Для жителей сельской местности изменения, конечно, тоже будут, но в любом случае они – в более выигрышном положении по сравнению с мегаполисами. Во-первых, потому что на селе благами «общества безудержного потребления» практически не пользовались, во-вторых, потому что умеют выживать «огородами».
Но для развития экономики «огородов» мало. Если говорить применительно к Республике Алтай, то нужно модернизировать подходы к сельскому хозяйству. У аграриев Республики и соседних регионов есть шанс влиться в цепочки поставок для ретейла и изменяющегося сейчас рынка предприятий быстрого питания.
Пока сложно судить о перспективах туристического сезона, но если в условиях санкций турпоток на Алтай возрастет, то и рынок сбыта для местной сельхозпродукции также увеличится, что мы наблюдали и в предыдущие годы.
Шолбан КАРА-ООЛ, вице-спикер Государственной думы РФ, экс-глава Тувы:
– «Единая Россия» инициировала срочное обсуждение в Госдуме неотложных мер по ограничению роста цен на внутреннем рынке. Для того чтобы защитить граждан от произвола спекулянтов, мы готовы поддержать все адекватные предложения. Необходимо предоставить правительству РФ больше полномочий для более решительных и целесообразных мер к обузданию торговцев от искусственного взвинчивания цен на предметы первой необходимости.
Очевидно, что в федеральное законодательство необходимо оперативно внести изменения, установив предельные отпускные цены на социально значимые товары и лекарства, а также максимальные размеры оптовых и розничных надбавок.
Сергей ЛИХАЧЕВ, руководитель новосибирского отделения фонда «Центр развития региональной политики»:
– Когда анализируешь сложившуюся ситуацию, складывается впечатление, что наша страна стала объектом новой технологии ведения боевых операций, только без взрывов и привычного захвата территорий. Точнее она, территория, по замыслу устроителей, уже давно захвачена экономически. Нужно только остановить эти экономические процессы, всего-то пользуясь юридическим контролем. Грамотно придумано, ничего не скажешь. Происходит это, как мы видим, по всем принципам ведения боевых действий, где наносятся удары по коммуникациям и ключевым опорным точкам, чтобы вызвать недовольство и панику у населения. Цель, скорее всего, вызвать массовый протест против политики государства.
Ситуация и правда непростая, промедление и малодушие могут действительно дорого нам стоить. Прежде всего где эти люди, кто системно, из года в год, вели страну к этой фатальной зависимости под общие аплодисменты и громкие речи на всевозможных форумах и совещаниях? Этих людей нужно выявить и наказать.
Далее все просто: все забрать. Забрать и передать как можно быстрее тем, кто готов работать.
Алексей ОСИПОВ, вице-президент Сибирской академии политических наук:
– Уход западных компаний с нашего рынка и в самом деле создает для отечественного бизнеса окно возможностей. Уже объявленные меры можно только приветствовать. Я, например, считаю, что их можно было принимать и ранее – они совершенно логичные и правильные. Мы – большая страна, и мы это можем сделать в полном объеме, включая и развитие малой авиации, которая нам также очень нужна.
Кого-то опечалил уход брендов, впаривающих нам американские суррогаты, но у нас есть аналоги. И давно известно, что наши продукты лучше! Я не стал бы заморачиваться и на проблеме ИКЕА: ничего шведского там ведь нет, а есть не самая лучшая китайская и отечественная продукция. Ажиотаж вокруг этой сети быстро схлынет – и опять же есть чем заменить товары, которые там продавались.
Подготовил Виктор ТИТОВ.
Фото предоставлено Новосибирским экспертным клубом.