Предприниматели Новосибирска избавляются от готового бизнеса

Коронавирусные каникулы негативно отразились на собственниках компаний. Предприниматели, в том числе в Новосибирске, теряют доходы и избавляются от активов, которые стали непрофильными из-за вынужденного простоя. В пресс-службе сервиса объявлений Avito отмечают падение спроса на готовый бизнес.

Предприниматели Новосибирска избавляются от готового бизнеса
Фото Густаво Зырянова / Сиб.ФМ

Коронавирусные каникулы негативно отразились на собственниках компаний. Предприниматели, в том числе в Новосибирске, теряют доходы и избавляются от активов, которые стали непрофильными из-за вынужденного простоя. В пресс-службе сервиса объявлений Avito отмечают падение спроса на готовый бизнес. 

По оценкам экспертов, во втором квартале он снизился на треть по сравнению с началом года. Также на 17% сократилось количество объявлений. Печальнее всего сложилась ситуация в индустрии развлечений. В этом сегменте востребованность компаний упала в полтора раза. Корреспондент Сиб.фм проанализировал предложения и пообщался с продавцами, которые в период действия ограничительных мер выставляют некогда успешные предприятия на продажу.

По данным на 17 июля, на сервисе объявлений актуальны 859 объявлений о продаже готового бизнеса. Стоимость начинается от 5 тысяч — за вход в бизнес по ламинированию мобильных телефонов. Самый дорогой лот — агрокомплекс в Новосибирской области за 247 миллионов рублей. Из имеющихся предложений 112 размещены в рубрике «Общественное питание», 23 — в разделе «Развлечения», 247 — «Услуги», 218 — из сферы торговли. Большинство можно отнести к пострадавшим отраслям.

Активы с дисконтом

Директор агентства «Домъ недвижимости» Анастасия Юркова отмечает, что в период пандемии собственники торговых центров стали продавать свои доли бизнеса.
«Таким образом, у одного ТЦ может быть несколько владельцев», — отмечает риелтор.
По наблюдениям руководителя компании «Альфа Бизнес» Ильи Мангазеева, количество предложений о продаже предприятий по сравнению с допандемийным периодом не увеличилось, однако изменились ценовые предложения.

«В сегменте пострадавших отраслей — фитнес-клубах, заведениях общепита, среди предприятий непродовольственной торговли (одежда, бытовая техника, стройматериалы) — сложилась нетипичная ситуация. Эти предприятия либо были закрыты на период самоизоляции, либо перешли на режим доставки. Это спровоцировало текущее понижение стоимости такого бизнеса. Многие бизнесмены сегодня находятся в эмоциональном упадке, поэтому готовы продать свои компании с удвоенной силой, то есть переводя на язык бизнеса, с 50-процентным дисконтом», — отмечает эксперт.

По его оценке, после снятия режима самоизоляции люди вряд ли массово ринутся покупать смесители и бытовую технику.

Специалист по продаже бизнеса отмечает, что спрос на покупку предприятий общепита, наоборот, вырос.

«Сейчас можно купить актив по сниженной цене. Рано или поздно ограничительные меры снимут, и общепит вновь будет востребован», — заключает эксперт.

Добавить денег

Эксперты отмечают — больше всего просели сферы общепита и развлечений. Цифры падения продаж составили 51% и 41% соответственно. Эти категории были самыми уязвимыми на протяжении всей самоизоляции.

«Выручка предприятий сильно упала, поэтому, покупая готовый бизнес, придется вложиться в него так же, как и в стартап», — подчеркивают аналитики.

Нередко продавцы снижают стоимость предприятия при продаже. Так, среди объявлений можно найти подешевевшую на 100 тысяч рублей бургерную на восемь мест в районе площади Труда. Стартовая цена бизнеса начиналась с 250 000 рублей, сейчас заведение можно купить за 150 000.
Один из продавцов на условии анонимности рассказал о том, что продажа некогда популярного ресторана в проходимом месте — вынужденная мера.

«Когда началась пандемия, мы пытались выжить на доставке, которой никогда не занимались. Возили еду, чтобы как-то выжить самим. Потом наступили стагнация и нулевой спрос», — рассказал собеседник.

По его словам, персонал начал увольняться, потому что людям, у которых кредиты и ипотеки, платить было нечем.

Чтобы рассчитаться с сотрудниками, пришлось продавать мебель и оборудование, а после и вовсе принимать нелегкое решение — расстаться с бизнесом.

«В мае ресторан был выставлен за 2,5 млн рублей, но покупателей не нашлось. В начале июля пришлось скинуть 700 тысяч с учетом проданной мебели и оборудования. В ближайшее время закрываю сделку», — рассказал продавец.

Доставка не выжила

В период пандемии собственники избавляются от бизнеса по доставке готовых блюд, который еще в начале года приносил неплохую прибыль. Сейчас на Avito доступны предложения от 950 000 рублей (служба доставки пиццы) до 3 000 000 за кафе с опцией доставки, расположенное в центре Новосибирска.

Экс-владелец аналогичного бизнеса, который в апреле избавился от службы доставки блюд японской кухни, Алексей Никитин рассказал Сиб.фм о том, что на бизнес повлиял ряд факторов.

По его словам, во-первых, в период пандемии активизировались фудтех-агрегаторы (Яндекс.Еда, Delivery Club), которые начали активно и порой агрессивно за комиссию 35% предлагать свои услуги бизнесу.

«Те, у кого оставались хоть какие-то деньги, воспользовались их услугами. Такие, как мы, понадеялись на свои силы и решили справляться самостоятельно. Например, были увеличены затраты на таргетированную рекламу, которые не принесли никакого результата», — рассказывает экс-предприниматель.

Он отмечает, что клиенты стали экономить деньги, — снизился средний чек с 1000 до 700 рублей, потом и вовсе сократилось количество заказов.

Таргетолог, работавший на службу доставки, первым попал под сокращение. Потом уволился единственный курьер. В доставщики пришлось переквалифицировать одного из поваров.
«Казалось бы, оптимизировали бюджет, но лучше от этого не стало. Второй повар уволился в связи с падением дохода. Пришлось платить ему МРОТ, чтобы удержать, но сотрудника с ипотекой, лишившегося дохода на треть, это не устроило», — сетует собеседник.

Алексей Никитин признает, что бизнес потерпел крах, и ему пришлось скинуть со счетов актив, который оказался непрофильным, и закрыть образовавшуюся задолженность.

«Мне удалось удачно продать службу доставки за полтора миллиона, при этом я закрыл все долги по зарплате, оставшись с бывшими сотрудниками в хороших отношениях, хотя самому пришлось устроиться в такси», — признается мужчина.

Опрошенные эксперты не исключают, что в ближайшие полгода ситуация может измениться в лучшую сторону, и количество предложений по продаже бизнеса из сегмента пострадавших отраслей сократится за счет того, что заведениям общепита уже дали поблажку и они могут использовать прилегающую территорию для организации летних площадок.

В любом случае пострадавшие отрасли еще долго будут восстанавливать потери, понесенные в связи с вынужденным простоем. Сколько это займет времени — неизвестно.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 22 июля 2020

Заголовок в газете: Сбрасывают со счетов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру