С метро не сравнится никакой торговый центр

Если нет субсидий, то надо развивать бизнес

Новосибирский метрополитен, который на сегодняшний день является в России лидером по самому низкому тарифу, не получает субсидий ни из одного бюджета. Для того чтобы поддерживать должное техническое состояние подвижного состава, метрополитен вынужден искать дополнительные источники доходов.

Если нет субсидий, то надо развивать бизнес

Практика аренды

«У нас давно используют такие инструменты, как аренда помещений и аренда площадей, — рассказал консультант информационно-аналитического сектора Новосибирского метрополитена Ярослав Толстов. — Мы сдаем в аренду площади под рекламу как на подвижном составе, так и на станциях и путевых стенах. Мы сдаем помещения и площади в подуличных переходах для установки там сооружений для торговли, таких как киоски и павильоны. Этим самым мы обеспечиваем минимальный тариф для пассажиров и поддерживаем наш уровень рентабельности, который позволяет жить полноценно». 

Сдача в аренду площадей происходит в соответствии с действующим законодательством. Информация по всем аукционам публикуется на сайте, как и по уже сданным местам. Стоимость 1 кв. м по сданным площадям составляет 3900 рублей. 

«Сегодня у нас еще есть свободные места на станциях «Гагаринская», «Красный проспект», «Площадь Маркса», — отметил руководитель контрактной службы Новосибирского метрополитена Павел Редин. — По ним мы тоже будем проводить аукционы. На сайте метрополитена http://www.nsk-metro.ru/ имеется телефон (+7 383) 238-85-12), по которому можно связаться с отделом аренды, уточнить у них всю информацию. Более того, с нашими представителями можно выехать и посмотреть места, свободные для арены».

Оценка проходимости

В настоящее время Новосибирский метрополитен имеет около 100 арендаторов и рекламодателей. Но стоит отметить, что начальная минимальная цена формируется не метрополитеном. Это делает независимая оценочная компания. Окончательная цена формируется, исходя из результатов аукциона потенциальных арендаторов. 

Всю информацию о проведении торгов Новосибирским метрополитеном можно найти на официальном федеральном сайте. Потенциальные арендаторы всегда могут узнать в отделе аренды данные о проходимости отдельных станций и переходов. Так же поступают оценочные компании, которые, опираясь на данные о проходимости, определяют стоимость аренды. Цена может меняться в зависимости от позиции. 

Доля доходов метрополитена от аренды меняется в зависимости от времени года. Этот процент зависит не столько от количества арендаторов, сколько от количества перевезенных пассажиров. «Летом у нас наблюдается спад пассажиропотока, — отметил Ярослав Толстов. — Все находятся в отпусках и на дачах».

Огромным плюсом метрополитена считается его огромная проходимость. Ни один торгово-развлекательный центр не сможет сравниться с транспортным предприятием, через которое в сутки проходят 280-300 тысяч человек. Правда, вся рекламная информация в обязательном порядке согласовывается с метрополитеном: все материалы просматриваются на предмет соответствия действующему законодательству, и если есть какие-то замечания, то они устраняются.

«Года полтора назад наши арендаторы начали продавать кофе навынос, — заметил Павел Редин. — Появились разовые жалобы от пассажиров, которых случайно стали обливать кофе. Мы довольно быстро среагировали на жалобы, рекомендовав продавцам использовать специальные пакеты для кофе, крышку и трубочку». 
Вокруг станции метрополитена есть трехметровая санитарная зона, которая подведомственна метрополитену. Ее также контролируют, стараясь всячески поддерживать культуру обслуживания. «Например, раздатчики газет мешают нашим пассажирам, их вынужден огибать поток людей, — отметил Павел Редин. — В переходе у нас работает полиция, которая выводит тех, кто занимается несанкционированной деятельностью. Внутри метрополитена у нас есть все полномочия совместно с полицией регулировать порядок».

Музыка в метро

Отдельная история — это музыканты в метро. Но они в обязательном порядке имеют разрешение на выступление. «Если в переходе будет выступать тот, кто не имеет разрешения, то на него достаточно оперативно среагируют, — рассказал Ярослав Толстов. — Но, пройдя за турникет, он становится нашим пассажиром».

Любопытно, что в рамках заботы о пассажирах и для безопасности тоннелей на станциях метрополитена установлены специальные отпугиватели для птиц. «Два года назад эффект был просто поразительный, — отметил представитель метрополитена. — У нас система защиты, как на взлетно-посадочных полосах в аэропортах. Голуби шарахались от станций, и только сейчас они как-то начали адаптироваться».

Тугие двери, на которые жалуются многие пассажиры, являются необходимостью. «Двери сделаны именно так в целях безопасности, — отметили в метрополитене. — Если двери будут легкие, то они просто разобьются от потоков воздуха, выходящих из тоннелей при движении поезда. Двери также не фиксируются, поскольку они должны впускать и выпускать воздух в момент прихода на станцию поезда». 

Подстроиться под экономику

Вполне сознательно метрополитен дает возможность на каждой станции устанавливать банкоматы. Как отметили на предприятии, это очень удобная услуга для пассажиров: «В этом сегменте спрос даже превышает наши возможности. Количество банкоматов в периодах лимитировано, и это связано именно с техническими особенностями банкоматов. Они тяжелые, а наши перекрытия рассчитаны на свою нагрузку. Вроде места много, но по требованиям безопасности мы не можем их устанавливать». 

«Мы детально занимаемся изучением возможностей увеличения дохода, изучаем опыт других метрополитенов, — сообщил Павел Редин. — Бизнесмены постоянно подстраиваются под реалии экономики: одни уходят, другие приходят. Больше всего у нас в переходах продают одежду и цветы. Экономика меняется быстро: если сейчас в лидерах находится кофе, то завтра будет что-то другое».
Примечательно, что представители российских метрополитенов удивлены, когда узнают, какие в Новосибирске тарифы на проезд, на аренду и сколько предприятие получает от этого вида деятельности доходов. «Например, в Екатеринбурге проезд стоит 32 рубля, — отметил Ярослав Толстов. — А у нас тариф низкий, практически социальный».

Татьяна КУЗНЕЦОВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру