С метро не сравнится никакой торговый центр

Если нет субсидий, то надо развивать бизнес

20.11.2019 в 15:26, просмотров: 1359

Новосибирский метрополитен, который на сегодняшний день является в России лидером по самому низкому тарифу, не получает субсидий ни из одного бюджета. Для того чтобы поддерживать должное техническое состояние подвижного состава, метрополитен вынужден искать дополнительные источники доходов.

С метро не сравнится никакой торговый центр

Практика аренды

«У нас давно используют такие инструменты, как аренда помещений и аренда площадей, — рассказал консультант информационно-аналитического сектора Новосибирского метрополитена Ярослав Толстов. — Мы сдаем в аренду площади под рекламу как на подвижном составе, так и на станциях и путевых стенах. Мы сдаем помещения и площади в подуличных переходах для установки там сооружений для торговли, таких как киоски и павильоны. Этим самым мы обеспечиваем минимальный тариф для пассажиров и поддерживаем наш уровень рентабельности, который позволяет жить полноценно». 

Сдача в аренду площадей происходит в соответствии с действующим законодательством. Информация по всем аукционам публикуется на сайте, как и по уже сданным местам. Стоимость 1 кв. м по сданным площадям составляет 3900 рублей. 

«Сегодня у нас еще есть свободные места на станциях «Гагаринская», «Красный проспект», «Площадь Маркса», — отметил руководитель контрактной службы Новосибирского метрополитена Павел Редин. — По ним мы тоже будем проводить аукционы. На сайте метрополитена http://www.nsk-metro.ru/ имеется телефон (+7 383) 238-85-12), по которому можно связаться с отделом аренды, уточнить у них всю информацию. Более того, с нашими представителями можно выехать и посмотреть места, свободные для арены».

Оценка проходимости

В настоящее время Новосибирский метрополитен имеет около 100 арендаторов и рекламодателей. Но стоит отметить, что начальная минимальная цена формируется не метрополитеном. Это делает независимая оценочная компания. Окончательная цена формируется, исходя из результатов аукциона потенциальных арендаторов. 

Всю информацию о проведении торгов Новосибирским метрополитеном можно найти на официальном федеральном сайте. Потенциальные арендаторы всегда могут узнать в отделе аренды данные о проходимости отдельных станций и переходов. Так же поступают оценочные компании, которые, опираясь на данные о проходимости, определяют стоимость аренды. Цена может меняться в зависимости от позиции. 

Доля доходов метрополитена от аренды меняется в зависимости от времени года. Этот процент зависит не столько от количества арендаторов, сколько от количества перевезенных пассажиров. «Летом у нас наблюдается спад пассажиропотока, — отметил Ярослав Толстов. — Все находятся в отпусках и на дачах».

Огромным плюсом метрополитена считается его огромная проходимость. Ни один торгово-развлекательный центр не сможет сравниться с транспортным предприятием, через которое в сутки проходят 280-300 тысяч человек. Правда, вся рекламная информация в обязательном порядке согласовывается с метрополитеном: все материалы просматриваются на предмет соответствия действующему законодательству, и если есть какие-то замечания, то они устраняются.

«Года полтора назад наши арендаторы начали продавать кофе навынос, — заметил Павел Редин. — Появились разовые жалобы от пассажиров, которых случайно стали обливать кофе. Мы довольно быстро среагировали на жалобы, рекомендовав продавцам использовать специальные пакеты для кофе, крышку и трубочку». 
Вокруг станции метрополитена есть трехметровая санитарная зона, которая подведомственна метрополитену. Ее также контролируют, стараясь всячески поддерживать культуру обслуживания. «Например, раздатчики газет мешают нашим пассажирам, их вынужден огибать поток людей, — отметил Павел Редин. — В переходе у нас работает полиция, которая выводит тех, кто занимается несанкционированной деятельностью. Внутри метрополитена у нас есть все полномочия совместно с полицией регулировать порядок».

Музыка в метро

Отдельная история — это музыканты в метро. Но они в обязательном порядке имеют разрешение на выступление. «Если в переходе будет выступать тот, кто не имеет разрешения, то на него достаточно оперативно среагируют, — рассказал Ярослав Толстов. — Но, пройдя за турникет, он становится нашим пассажиром».

Любопытно, что в рамках заботы о пассажирах и для безопасности тоннелей на станциях метрополитена установлены специальные отпугиватели для птиц. «Два года назад эффект был просто поразительный, — отметил представитель метрополитена. — У нас система защиты, как на взлетно-посадочных полосах в аэропортах. Голуби шарахались от станций, и только сейчас они как-то начали адаптироваться».

Тугие двери, на которые жалуются многие пассажиры, являются необходимостью. «Двери сделаны именно так в целях безопасности, — отметили в метрополитене. — Если двери будут легкие, то они просто разобьются от потоков воздуха, выходящих из тоннелей при движении поезда. Двери также не фиксируются, поскольку они должны впускать и выпускать воздух в момент прихода на станцию поезда». 

Подстроиться под экономику

Вполне сознательно метрополитен дает возможность на каждой станции устанавливать банкоматы. Как отметили на предприятии, это очень удобная услуга для пассажиров: «В этом сегменте спрос даже превышает наши возможности. Количество банкоматов в периодах лимитировано, и это связано именно с техническими особенностями банкоматов. Они тяжелые, а наши перекрытия рассчитаны на свою нагрузку. Вроде места много, но по требованиям безопасности мы не можем их устанавливать». 

«Мы детально занимаемся изучением возможностей увеличения дохода, изучаем опыт других метрополитенов, — сообщил Павел Редин. — Бизнесмены постоянно подстраиваются под реалии экономики: одни уходят, другие приходят. Больше всего у нас в переходах продают одежду и цветы. Экономика меняется быстро: если сейчас в лидерах находится кофе, то завтра будет что-то другое».
Примечательно, что представители российских метрополитенов удивлены, когда узнают, какие в Новосибирске тарифы на проезд, на аренду и сколько предприятие получает от этого вида деятельности доходов. «Например, в Екатеринбурге проезд стоит 32 рубля, — отметил Ярослав Толстов. — А у нас тариф низкий, практически социальный».

Татьяна КУЗНЕЦОВА.