В Новосибирске фиксируют гипертрофированный перекос делового туризма

Очередной баттл Экспертного клуба Новосибирска, тема которого была обозначена как «Потенциал развития туризма в Новосибирской области. Точки роста», оказался одним из самых эмоциональных. Начался он как спор популярного краеведа Константина Голодяева с известным девелопером Александром Бойко.

В Новосибирске фиксируют гипертрофированный перекос делового туризма

Продолжился как сражение между теми, кто не считает Новосибирск туристическим городом, и теми, кто убежден в его потенциале. Завершился баттл диспутом между представителями крупного и мелкого бизнеса, в ходе которого стороны пришли к заключению, что местным властям, когда все налоги от деятельности этой сферы уходят федералам, не до туризма, а, значит, все успехи будут зависеть от творческого подхода операторов.

12 претензий турбизнесу

Начался баттл с того, что известный новосибирский краевед Константин Голодяев, напомнив, что первая туристическая поездка из Новониколаевска состоялась более ста лет назад, когда в 1912 году жители города отправились на озера Алтая, обозначил 12 претензий бизнесу, работающему в сфере туризма. 

Основными факторами, негативно влияющими на ситуацию, по мнению краеведа, являются острая нехватка в городе гостиниц, отсутствие даже простейших туристических схем и карт, разработанных общедоступных маршрутов, сувенирной продукции, имеющей именно новосибирскую специфику, а также QR-кодов. Часть проблем, которые были обозначены, связана не только с туризмом. В их числе крайне малое число в Новосибирске общественных туалетов и слишком высокая цена за их посещение. «Это «наше все», но верно будет сказать — «наше ничего», — констатировал Константин Голодяев. — Мало того что их мало, но они еще и дороги». 

Крайне пессимистическая точка зрения гласит, что, по большому счету, туризм не нужен региональным и муниципальным властям. В силу существующей системы налогообложения они практически не получают никакой выгоды от развития туризма, а, значит, не видят смысла совершать какой-то прорыв в этом направлении. Власти, конечно, интересуются проектами развития внутреннего туризма, но вкладываться в них они не намерены, перекладывая все на плечи бизнеса.

Нет дешевого сегмента

Бизнесмены, принявшие активное участие в баттле, считают, что со своей стороны сделали все необходимое. И сейчас мелкий и средний бизнес должен активно самостоятельно включаться в процесс, поскольку опыт показывает, что надеяться на поддержку власти не имеет смысла. 

Как заметил владелец гостиницы Mariott Александр Бойко, Новосибирску не нужны гостиницы со статусом выше трех звезд, поскольку на рынке высококлассные отели абсолютно не востребованы. По его мнению, городу стоит сосредоточиться на более дешевом сегменте. «Нам нужны «трешечки» и «двушечки», — считает Александр Бойко. — У каждого бренда сейчас есть такие решения, где 3-минус и 3-плюс — это отличные гостиницы с прекрасным дизайном, в которых есть все, что необходимо. Они рассчитаны на молодежь возраста 22-25 лет, то есть на наиболее активную прослойку пользователей этой услуги».

Представители крупных отелей также убеждены, что совершенно отсутствует перспектива развития бизнеса внутри региона, с чем не согласны представители туристических организаций, уверенные, что суть проектов не заключается только в трафике, но имеет важное значение в плане региональной идентичности и развития образовательных программ.

Транзитный город

Одно из предложений, прозвучавших в ходе обсуждения, запомнилось многим своей неожиданностью: Новосибирску нечем похвастаться по сравнению с другими российскими городами, поскольку он имеет очень недолгую историю. По их мнению, туристический потенциал нужно создавать заново, делая упор на уникальные объекты. Более того, требуется создание мощной мифологии, которая потянет за собой развитие необходимой инфраструктуры.

«Сначала нужна легенда, — уверен краевед Федор Григорьев, возглавляющий Новосибирскую школу журналистики, — а потом появится объект».

Представитель НАТО напомнил, что еще с советских времен туризм в Новосибирске имел транзитный характер. Город был и остается точкой транзита на Байкал или в Горный Алтай. Поэтому нужно прагматично обеспечить программу именно на эти три дня.

«Однако стоимость туродня в Санкт-Петербурге дешевле, чем стоимость одного туродня в Новосибирске, — отметил руководитель агентства «Центральное бюро путешествий» Игорь Соловьев. — Вот такая экономика».

Одна щель в Европу

Отдельная тема — китайские туристы. Сегодня получается, что они практически не имеют в городе экскурсионной программы и, образно говоря, не оставляют в городе никаких денег, что важно для экономики туризма. По мнению экспертов, суть проблемы заключается в том, что туристический поток из Китая формируется и обслуживается только китайскими же фирмами, которые не хотят терять деньги и не заинтересованы в развитии своего присутствия в Новосибирске иначе как в количественном плане.

Впрочем, на встрече была констатирована еще одна проблема, связанная с тем, что в Новосибирск мало совершается авиационных рейсов из Европы. С таким крупным хабом, как в Новосибирске, работает только авиакомпания «Сибирь» (S7). 

«Хорошо это или плохо, я не знаю, — заметила директор по туризму компании «Глобус-Тур» Вера Петрова. — Но когда я встречалась с итальянскими операторами, они мне задали вопрос, после которого я очень долго смеялась: «Скажите, в какой город Италии из Новосибирска летают рейсы?» И вот тут все печально, потому что в Европу из Новосибирска летают только в Прагу, а другие авиакомпании к нам не приходят по одной очень серьезной причине».

Екатерина ПЕШЕЧКИНА.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 13 ноября 2019

Заголовок в газете: Без мифов и легенд

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру