Эксперты обсудили новые законодательные ограничения всемирной сети

Будущее российского интернета превращается в тему, по которой трудно найти консенсус с общественностью. Прошедшая на прошлой неделе дискуссия, которая состоялась в рамках круглого стола Экспертного клуба Новосибирска, показала, что в городе есть люди со страхами в отношении вступившего 1 ноября закона о «суверенном интернете». Хотя в целом общественность не видит опасности «китаизации» российского интернет-пространства, полагая, что любые запреты во всемирной сети преодолимы.

Эксперты обсудили новые законодательные ограничения всемирной сети

Что опаснее?

«Мы уже давно дискутируем, — заметил управляющий партнер юридической компании Константин Зиновьев через час обсуждения, — а про главную тему встречи забыли». 

Он не случайно решил напомнить, что темой круглого стола Экспертного клуба Новосибирска была тема «суверенного интернета». «Только эта тема уже никого не интересует, поскольку даже страха нет по этому поводу, — отметил Константин Зиновьев. — Мы уже обсуждаем авторские проблемы, вопросы, связанные с личным поведением в интернете, приватностью и так далее, но не вопрос «суверенного интернета».

Скрытая угроза

Один из самых популярных в городе блогеров Тимур Ханов и помощник директора «Фонда защиты прав граждан» Андрей Гладченко предложили обсудить дилемму, которую можно выразить следующей формулой: «Что для нас опаснее? То, что нам ограничат интернет или могут его отключить, либо то, что государство залазит в то, что называется свободой слова, личной приватностью».

По их мнению, закон о «суверенном интернете» является всего лишь поводом, которым всегда прикрывались власти для неблаговидных целей. «Способом, которым они пытались ограничить «Телеграмм», ничего не получилось, — заметил Тимур Ханов. — Сейчас они используют более мощные технологические средства — фильтр на низком уровне, пытаясь поставить под контроль весь интернет, чтобы фильтровать информацию».

Впрочем, противники закона не скрывали, что недоверие к закону кроется в недоверии к существующему государственному устройству. «В тоталитарных обществах государство и общество становятся прямыми антонимами друг другу, — заметил Андрей Гладченко как о чем-то само собой разумеющемся. — Задача каждого уважающего себя члена общества — всемерно противодействовать огосударствлению чего бы то ни было, включая интернет».

Непонятные угрозы

Законы о «суверенном интернете», вступающие в силу с 1 ноября нынешнего года, были внесены сенаторами Людмилой Боковой, Андреем Клишасом и депутатом Госдумы Андреем Луговым. Документ подвергся резкой критике участников рынка, но был принят Госдумой весной нынешнего года. 

Закон заставляет операторов устанавливать на сетях технические средства противодействия угрозам, которые позволят фильтровать трафик и ограничивать доступ к запрещенным сайтам. Впрочем, реально закон пока не действует. Как утверждают специалисты, на федеральное развертывание необходимого оборудования уйдет еще примерно год, а самое главное, что власти пока не утвердили перечень угроз, при которых будет «выключаться рубильник».

Найти анонима

Впрочем, преподаватель кафедры предпринимательского права НГУ считает, что принципиально неверно говорить, что государство пытается «закрутить гайки». «Оно пытается хоть как-то урегулировать те отношения, которые до недавнего времени вообще никак не регулировались», — заметил Константин Зиновьев, который признался, что с нетерпением ждет, когда появится закон об идентификации пользователей социальных сетей. «Существует огромная проблема по делам о диффамации, когда невозможно доказать, что кто-то кого-то оскорблял, — отметил Константин Зиновьев. — Поймать такого анонима практически невозможно».

Управляющий партнер известной в Новосибирске юридической фирмы сравнил закон о «суверенном интернете» с законом о чрезвычайном положении, который был принят четверть века назад. «Он ужасный, связан с ограничениями по передвижению, пользованием связью, но ведь этот закон нужен, — заметил Константин Зиновьев. — Работает ли он? Нет, не работает. Та же самая история и с законом о «суверенном интернете».

Оказалось, многие не разделяют апокалипсические настроения в отношении российского сегмента интернета. «Большого греха в том, что сейчас делает наше государство, я не вижу, — заявил блогер и известный ведущий Сева Мокин. — Полагаю, что он все равно выживет и будет жить и развиваться».

В ходе дискуссии вспомнили, что в отношении интернета в последнее время был принят ряд законов — «закон Яровой», «закон о фейковых новостях», «закон об оскорблении власти», «закон о блогерах». «Но нельзя сказать, что из-за этих законов все замерли, — считает Константин Зиновьев. — И теперь сидят по кухням, фильтруя базар в интернете».

Без личного пространства

Поразительно, что все участники дискуссии нашли консенсус в том, что интернет предъявил людям новые вызовы. Новые технологии превращают даже самого простого обычного гражданина в человека публичного, а, значит, он должен вести себя более ответственно, уметь отвечать за свои слова и поступки.

«Первое, что я рекомендую современному человеку, — признать, что благодаря технологиям и интернету частного пространства у него больше не существует, — сообщил Андрей Гладченко. — Если я с кем-то разговариваю, что всегда задаю себе вопрос, готов ли я сказать это публично. В эпоху интернета все это становится правилом хорошего тона. В любом пространстве высказывайте и пишите только то и в таком виде, в котором вы готовы сказать на площади».

Татьяна КУЗНЕЦОВА.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 6 ноября 2019

Заголовок в газете: Интернет с российской спецификой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру