Субъекты мусорного рынка начали притираться друг к другу

28.08.2019 в 11:29, просмотров: 1617

Похоже, что затянувшийся конфликт между региональным оператором по сбору мусора (компанией «Экология-Новосибирск») и перевозчиками твердых коммунальных отходов постепенно сходит на нет. Судя по итогам состоявшейся 21 августа встрече в «Экспертном клубе — Новосибирск», ситуацию удалось несколько сгладить. Несмотря на то что организаторы обещали обсудить жаркую тему не совсем теплых отношений регоператора и перевозчиков, собравшиеся в основном говорили о шероховатостях, сопровождающих работу «Экологии-Новосибирск».

Субъекты мусорного рынка начали притираться друг к другу
Лариса Анисимова, Александр Бурмистров

В начало длинного пути

«Коллеги, мы находимся с вами в начале пути, — заявила директор «Экологии-Новосибирск» Лариса Анисимова в самом начале встречи. — Мы строим новую систему, и я не вижу примеров ни в истории, ни в истории развития смежных отраслей, где бы строительство новой сферы происходило гладко, без шероховатостей, без проблем, без каких-то конфликтов».

Но сейчас, по словам Анисимовой, как такового конфликта нет. «Это все рабочие моменты. Вот если бы перевозчики действительно перестали возить, был бы коллапс, а так ситуация рабочая, тема горячая, токсичная, — уверяла глава «Экологии-Новосибирск». — Это всем сейчас интересно и, по понятным причинам, выплескивается в прессу».

Позиционировавший себя еще совсем недавно чуть ли не главным оппонентом регионального оператора перевозчик Владимир Булычев за один стол с Анисимовой не сел. Зато поспорить с директором «Экологии-Новосибирск» пришел депутат городского Совета Новосибирска Александр Бурмистров.

«У частных компаний, которые перевозят мусор, может не хватить денег на зарплаты, топливо и другое, — весьма эмоционально воскликнул депутат. — Они просто останавливают всю деятельность — и коллапс. Что мы видим? Но вывоз не происходит во множестве населенных пунктов, а мы за него платим. Понимаете, какая история?»

На это Лариса Анисимова рассказала, что на настоящий момент вывоз мусора идет из 469 населенных пунктов, в которых проживают 2,5 млн человек, что составляет 92,29% от всей численности населения Новосибирской области. «Дайте нам время до конца года, и мы доведем до 100%», — говорила она.

«Но денежные сборы у вас всего 70-80%, из них доходы — всего 5%, — продолжил депутат. — Значит, будет выдавливание перевозчиков и монополизация. Вот принципиальный момент — я считаю, что всем процессом должно управлять государство либо муниципалитет. И региональное Министерство ЖКХ должно хотя бы осознать все риски».

По информации Бурмистрова, в России больше десятка регионов, где региональным оператором является госпредприятие. «Смысл реформы в чем был? Во-первых, инициировать ситуацию, при которой перевозчик получает деньги по факту доставки на полигон, чтобы он не вываливал где попало и не мусорил. Во-вторых — создать предпосылки для дальнейшей сортировки и переработки. Мы видим, что это не сработало и эти процессы не идут», — уверял депутат горсовета.

Конфликт с перевозчиками

Проблемы с вывозом мусора в городе начались в новогодние каникулы-2019. Новосибирцы принялись бомбардировать мэрию сообщениями о переполненных мусорных баках, в соцсетях хитами стали фотографии заваленных праздничными отходами помойках. К концу праздников мусор вывезли, но к весне возникла еще одна проблема. Перевозчики мусора озвучили информацию, что «Экология-Новосибирск» не выполняет свои обязательства и не платит по счетам.

Градус конфликта максимально повысился в июле. 12 компаний-перевозчиков написали коллективное письмо губернатору области Андрею Травникову, в котором сообщили, что регоператор по факту оплачивает им лишь 60% от заработанной суммы. По информации главы компании «Эко-сфера» Владимира Булычева, «Экология-Новосибирск» задолжала перевозчикам 700 млн рублей, которые допустили возможность прекращения работы.

Региональный оператор в ответ 29 июля собирал пресс-конференцию, где Лариса Анисимова заявила, что Булычев лукавит. «Сейчас мы рассчитываемся за май, подтвержденная сумма — 132 млн. За июнь перевозчики выставили общий счет 238 млн — будем серьезно проверять эту цифру. Есть и приписки, и «машины-призраки», и машины, возящие воздух», — утверждала тогда Анисимова. А 30 июля перевозчиков пригласили на встречу с министром ЖКХ и энергетики Новосибирской области Денисом Архиповым. Мероприятие прошло в здании правительства региона. На встрече была создана рабочая группа по урегулированию конфликта.

Менять, пока далеко не заплыли

Примечательно, что практически всю дискуссию инициатор письма губернатору Владимир Булычев просидел молча, а слово попросил только в самом конце. Весьма неожиданно он принялся защищать «Экологию-Новосибирск», хотя совсем недавно был инициатором иска против регоператора в Арбитражный суд.

«Сегодня регоператору не оставили, на чем зарабатывать денег вообще, — заявил предприниматель. — Оператор должен быть святым и делать все бесплатно — так посчитало государство. В этой сфере нужно что-то менять, пока мы далеко не заплыли. Сейчас только ТСЖ задолжали «Экологии-Новосибирск» около 150 млн».

Булычев заявил, что в определенный момент боялся, что город утонет в мусоре. Но сейчас он считает, что первый этап своей деятельности регоператор выдержал великолепно. По всей видимости, регоператор и перевозчики мусора все-таки решили договориться. Правда, не совсем ясно, на какой стадии находится проблема с выплатой долгов за перевозки.

Фото Юлии Зуевой

Юрий ФОМИЧЕНКО, специально для «МК в Новосибирске»