Судьба села в Черепановском районе НСО зависит от выбора инвестора

Если выбор будет неверным, то банкротство хозяйства неизбежно

Если выбор будет неверным, то банкротство хозяйства неизбежно
Работники СХПК «Мильтюшинский» накануне непростого решения. Фото автора

Для сельскохозяйственного производственного кооператива «Мильтюшихинский» наступили сложные времена. Прошлый год завершился с большими убытками — почти 25 млн рублей. Есть долги и по заработной плате. В марте состоялось собрание, предварительно обсуждалось, что делать дальше, как выходить из создавшейся ситуации.

В первую очередь собравшихся интересовал вопрос: как же так получилось, в чем причина падения до этого вроде бы вполне успешного хозяйства? Председатель кооператива Виктор Желак объяснил, что, видимо, время такое, положение целого ряда сельхозпредприятий сейчас немногим лучше. По информации из областного правительства, в аграрном секторе региона ежегодно в стадии банкротства находится около 40% хозяйств и до 90% — в стадии риска. Почему у СХПК по прошлому году образовались такие долги, хотя раньше по балансу он каждый год приносил прибыль? Ничего неожиданно не бывает.

На самом деле, если заглянуть в отрытые интернет-источники, то нестабильность в «Мильтюшихинском» началась еще пять лет назад. Лучший год — 2016-й, когда получена чистая прибыль 16 млн рублей. В 2017-м — уже менее 5 млн. 2018 год, как видим, стал еще хуже. Да, два года подряд неблагоприятные условия и для получения высокого урожая, и для реализации продукции. А взятые кредиты надо выплачивать. Несомненным ударом по предприятию в прошлом году стал и пожар в гараже хозяйства, когда там сгорело 11 единиц техники.

Виктор Желак сообщил, что независимо от того, как будет развиваться ситуация, он заканчивает свою деятельность: «Здоровье подводит, да и просто устал, ведь я проработал председателем больше 20 лет». Председателя можно понять, в свое время его буквально упросили возглавить хозяйство, она тогда вытянул его из экономической ямы, потом провел предприятие через целую череду сложнейших лет, и трудно от человека требовать новых подвигов. Да и времена меняются, нужны новые кадры, новые технологии и новые подходы. В том числе и с организационно-правовой точки зрения. Даже удивительно, как заметила заместитель главы администрации района Елена Михайловна Рогова, работавшая в этом хозяйстве зоотехником, затем возглавлявшая в Мильтюшах сельсовет и до сих пор там живущая, что СХПК до сих пор жив, хотя в целом по России такой формы собственности фактически уже не существует. Как признает сам Желак, кооператив очень сложен в управлении, ведь надо договариваться с каждым собственником.

Заместитель главы района по сельскому хозяйству Игорь Жарков, пытаясь на собрании проанализировать ситуацию, заметил, что «Мильтюшихинский» во многом отстал от времени. Все, что там есть, создано в социалистические годы. Есть неплохая ферма, но ее надо модернизировать, закупить нормальное поголовье и начинать строить животноводство совсем по другому принципу. В растениеводстве нужны хороший семенной фонд, гербициды, средства защиты растений, современная техника и т. д.

На погашение долгов и развитие необходимы деньги — по некоторым расчетам, миллионов100 рублей, не меньше. У кооператива таких средств нет, а при невозвращенных долгах банки кредитов не дадут. Если не найти стороннего инвестора, предприятие неминуемо ждет банкротство.

Для администрации района, его главы Аркадия Звонкова поиск эффективного инвестора — проблема животрепещущая, но не новая, и есть удачный пример ее решения, имея в виду появление в районе компании «Эконива», взявшейся инвестировать в производство именно на базе обанкротившихся хозяйств, где прекратилось всякое производство. «Мильтюшихинский» благо к таковым пока все-таки не относится.

В качестве инвестора для «Мильтюшихинского» рассматривалось предприятие, имеющее достаточные собственные ресурсы, чтобы поднять хозяйство: мясоперерабатывающий комбинат с его годовым оборотом два миллиарда рублей. Однако сейчас на комбинате ведется серьезная модернизация производства, и отвлекать деньги на другие проекты там не хотят.

Другой, реальный вариант: инвестор, начавший работать в Черепановском районе с января этого года — в Нововоскресенке. Новосибирская компания «Северлес», занимающаяся лесозаготовками в Томской области, приобрела не слишком успешные «Агротех» и «Альва-фарм» и уже вложила в развитие производства 100 миллионов рублей — в закупку новой техники, строительство животноводческих помещений, зарплату и прочее. Сейчас «Северлес» совместно с конкурсным управляющим ООО «Шурыгино», проходящим процедуру банкротства, прорабатывает варианты выкупа имущества и строительства там двух животноводческих комплексов по 300 голов.

Есть у него планы и по Мильтюшам, о них в отсутствие самого инвестора рассказал И. В. Жарков. Например, увеличение дойного стада до 800 голов. Организация переработки молока, что для района крайне необходимо. Это проблема не только Черепановского района — всей Новосибирской области. Молока мы производим много, но на переработку приходится его вывозить на Алтай, в Кемеровскую область. То есть основную часть добавленной стоимости с молока получаем не мы, а наши соседи.

«Северлес» согласился в перспективе поставить в районе модульный завод по переработке молока. Рынок сбыта у фирмы уже есть, это север Томской области, откуда предприятие вывозит древесину. Завод должен иметь достаточные объемы сырья. Если сложить дойные стада Нововоскресенки, Шурыгино и Мильтюшей (с учетом планов увеличения общего поголовья до 2000 дойных коров), то это реально. Без Мильтюшей — большой вопрос.

Это, конечно, если «Северлес» в Мильтюши придет. Главным условием он ставит покупку у членов кооператива их имущественных и земельных паев. В принципе, это представляется справедливым, инвестору в качестве гарантий необходимо иметь право на собственность.

Но на собрании обозначился еще один потенциальный инвестор, бывший житель Верх-Мильтюшей Егор Набережный. Он предложил желающим продать свои паи пообещав хорошую цену за них, сохранить кооператив (если его изберут председателем), выплатить долги по зарплате, вкладывать деньги в рабочие места, в посевные площади, в приобретение хороших семян, удобрений, ГСМ. Все заманчиво, но чересчур декларативно, не случайно участники собрания высказали пожелание увидеть более конкретный бизнес-план. Непонятна позиция Егора Николаевича и по будущей форме собственности «Мильтюшихинского». Сказал, что если он начнет вкладывать свои средства, то «справедливо, если у меня будет преимущественный голос». Это все-таки ближе не к кооперативу, а к акционерному обществу: сколько кто вложил, у того столько и голосов. То есть обещание сохранить форму сельхозкооператива выглядит странным.

Егор Набережный является соучредителем новосибирской фирмы «Дизель-Арсенал», торгующей автомобильными запчастями. Ее уставный фонд — 10 тыс. рублей, у Егора Николаевича с директором по 50 процентов. Если судить по оборотам фирмы, то, конечно, о возможности вложений в «Мильтюшихинский» десятков миллионов рублей речь идти не может. Возможно, за Егором Николаевичем стоит какой-то более солидный инвестор? Такового в районе нет. С «Северлесом» ситуация более прозрачна, чем с «Дизель-Арсеналом». «Северлес» — лесопромышленное предприятие с большими оборотами.

Окончательное решение члены кооператива (а их сейчас 27 на 114 работающих в хозяйстве) будет приниматься 16 апреля на отчетно-выборном собрании. Это крайний срок. Во-первых, потому что на носу посевная, и без денежных вливаний ее не провести. Во-вторых, если в апреле такое решение не принять, то дальше все неизбежно покатится к банкротству, после которого, как справедливо заметила Елена Рогова, предприятие просто распродадут за бесценок, и люди, в том числе владельцы паев, как показала практика, тогда не имеют ничего.

Пока сомнений у людей много. Одним не хочется свой пай отдавать, другие просто инвесторам не верят. Но странно, если до сих пор люди верят, что кто-то может вложить в столь проблемное хозяйство огромные деньги просто так, сохранив все как есть и не рассчитывая на возврат вложенного. Часто ничем не подкрепленные обещания оборачиваются все тем же банкротством, в итоге больно бьющим по простым доверчивым людям. Может, разумнее до банкротства не доводить?

Необходимо отметить, что в случае банкротства кооператива, согласно действующей редакции устава, члены кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в размере 100% обязательного паевого взноса.

Иными словами, при банкротстве члены кооператива останутся ни с чем.

Что касается «свой», «не свой», «залетная птица», «незалетная» — это все-таки не главный критерий, на который надо ориентироваться. Тут главное, чтобы деньги все-таки нашлись. Самая дальняя «залетная птица» в районе, пожалуй, — Штефан Дюрр, учредитель «Эконивы». Ну что тут можно сказать? Побольше бы нам таких «залетных» инвесторов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 3 апреля 2019

Заголовок в газете: «Мильтюшихинский» перед выбором

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру