Юрий Бугаков: Главные награды — новосибирские

Кавалер высших орденов СССР и России рассказал, какими больше дорожит

Кавалер высших орденов СССР и России рассказал, какими больше дорожит
На церемонии вручения государственных наград Российской Федерации, 27 июня 2018 г. Фото из личного архива Юрия Бугакова

Уже почти пять десятилетий ЗАО «Племзавод «Ирмень» (ранее — колхоз «Большевик») остается примером успеха в сельском хозяйстве для всей страны. Все это время его бессменно возглавляет один из легендарных жителей региона — дважды кавалер ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, обладатель десятков государственных премий, званий и высших наград России и СССР Юрий Бугаков. В 2018 году Юрий Федорович отметил 80-летие и в четвертый раз получил орден «За заслуги перед Отечеством», на этот раз — высшей, I степени, став полным кавалером этого ордена. Награду новосибирскому ударнику АПК вручал президент России. Накануне Нового, 2019 года мы попросили Юрия Бугакова рассказать о наградах и производственных итогах-2018.

Первый во всем

— Сегодня у вас более 30 наград, премий и почетных званий. Придаете ли вы значение новым или уже давно перестали их считать? Какой наградой особенно дорожите?

— Мне сложно определить, какая из этих наград более ценна для меня. Они приходили сами по себе, я не ждал и не добивался ни одной. Первым был орден Трудового Красного Знамени. Для меня это было неожиданностью. Я совсем молодой — и получил такую важную награду. Конечно, это было для меня восторгом. Счастья — выше некуда.

Прошло очень много времени, и случилось так, что в наше хозяйство приехал секретарь ЦК КПСС, ведавший сельским хозяйством, Виктор Никонов. Его сопровождали представители местных властей — секретарь обкома, председатель облисполкома. Секретарь прошел по хозяйству, осмотрел его и спросил: «А какие у вас награды?» Я отвечаю: «Орден Трудового Красного Знамени, получил лет 10 назад». Он оборачивается к нашим руководителям и спрашивает: «А в чем дело? Он заслуживает больше наград, смотрите, какое хозяйство!»

Руководители поспешили ответить: «Поняли, исправим!» И после этого меня стали награждать чаще. Вскоре я получил орден Ленина, потом стал лауреатом Государственной премии СССР, получил звание заслуженного работника сельского хозяйства и дальше получал награды и звания регулярно.

Когда я получил орден Ленина, высшую награду в СССР, был счастлив. У меня было ощущение, что все, чего я добился, оценили по полной программе. Думал, что теперь лет пять можно вообще ничего не добиваться и не получать никаких наград.

Но прошло года три или чуть больше. Как-то прихожу домой на обед — и звонок по телефону: «Будете говорить с Москвой». Потом уточняют: «Будете говорить с Центральным комитетом партии». Ну, думаю: вот это да! Я сроду никогда с ним не говорил. Оказалось, со мной хотел поговорить секретарь ЦК Виктор Никонов. Говорит: «Юрий Федорович, сейчас состоялось заседание Центрального комитета, вам присвоено звание Героя Социалистического Труда».

Я не знал, что сказать, думаю: вот это да! Совершенно неожиданно. Одновременно я получил второй орден Ленина и золотую медаль Героя Соцтруда (медаль «Серп и Молот»). В дальнейшем я был депутатом Верховного Совета СССР, а после получил все награды и звания Новосибирской области, какие существуют: знак отличия «За заслуги перед Новосибирской областью», звание «Почетный гражданин Новосибирской области», Государственную премию Новосибирской области и другие местные награды, став их самым первым лауреатом.

В Новосибирской области меня наряду с Покрышкиным, Коптюгом, Мешалкиным и другими знаменитыми людьми удостоили звания «Гражданин XX века». И я единственный представляю в этом списке производственников. Так же, как и среди полных кавалеров ордена «За заслуги перед Отечеством», которых чуть более 40 человек, я единственный представитель производственных отраслей — промышленности и сельского хозяйства. И, вероятно, мало у кого из них есть столько же высших наград СССР. Так что, думаю, мой набор наград уникален для всей России.

И именно награды местного значения, областные, для меня особенно важны. Потому что это — оценка со стороны людей, которые работают со мной много лет и хорошо меня знают. Считаю, что к областной награде представляют более взвешенно. И если в глазах земляков ты не заслужил награды, тебе ее не дадут.

Экономика года

— Достижения какой из отраслей вашего хозяйства вы назвали бы наиболее значимыми в уходящем году?

— Той, которая дала максимальную прибыль и наибольший доход. И в 2018 году ею было животноводство. В 2018 году мы получили рекордный, небывалый урожай зерна — 53 ц/га (средняя урожайность зерновых сезона-2018 в НСО — 23 ц/га, в передовом районе — 35,5 ц/га. — Прим. ред.). Но несмотря на это, животноводство (молочное и мясное скотоводство) продолжает оставаться основной отраслью, за счет которой живет хозяйство.

— Некоторые аграрии жаловались, что излишний урожай 2017 года подкосил экономику хозяйств. Как сложилась ситуация 2018 года? Устроила ли вас закупочная цена на зерно?

— Излишнего урожая в 2017 году не было, упаси Бог. Внутри региона не было подходящей цены на зерно, и люди не хотели отдавать его бесплатно. Поэтому многие производители вывозили его железной дорогой. И, наверное, немного прошлогоднего зерна в регионе еще осталось.

Мы сами перерабатываем зерно в готовый хлеб, но значительную часть продаем. Я все продал и в прошлом году, и в этом. По нормальной цене, и у меня после уборочной нет никаких вопросов. У меня качественное зерно, которое востребовано и тогда, и сейчас.

В целом наше хозяйство по итогам года реализовало продукции на 2,5 млрд руб. Ни у кого другого ничего подобного нет.

— Зачастую кажется, что аграрный бизнес — это низкорентабельно или даже убыточно. Тем не менее ваше предприятие не только справляется со сложностями, но и тратит сотни миллионов рублей в год, чтобы улучшить условия жизни своих сотрудников. Откуда силы и устойчивость? Благодаря чему удается показывать такие результаты?

— Мы заботимся не только о благополучии своих сотрудников, но и о других людях. Недавно я проехал по двум селам, которые никак к нам не относятся. Там уже нет работодателя, люди живут в неприятных условиях. Я дал задание всем главным специалистам — каждый съездил, и мы определили, кто окна вставляет, кто в библиотеке потолок ремонтирует.

Ребятишкам подарили в школу компьютер, в детский сад привезли игрушки, в Доме культуры поставили кресла. И решили массу других вопросов, деньги вложили — будь здоров! Приготовили почти 400 подарков для детей, живущих в селах, где невелик достаток. Каждому ребенку подарим. И занимаемся такой работой постоянно.

В нашем хозяйстве создан фонд председателя — из него мы направляем деньги на лечение детей, независимо от того, чьи они. Ко мне за помощью могут обратиться люди из другой деревни или района. Надо лечить ребенка? Мы выдаем эти деньги из кассы.

Своих тоже не забываем — всех лечим и обо всех заботимся за счет предприятия. Чем больше тратим, тем богаче становимся.

Если говорить об экономике, то более устойчиво хозяйство, которое может самостоятельно перерабатывать сырье. Без этого предприятие будет зависеть от цен, которые установят скупщики. Кроме того, у нас есть особые методы организовать работу, свои ноу-хау, но это тема для отдельного и очень длинного разговора.

И еще мне кажется, что причина нашего успеха не только в этом. У нас на предприятии большинство сотрудников, включая меня, верующие. И мы чувствуем, что нас поддерживает Cам Господь Бог.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 26 декабря 2018

Заголовок в газете: Юрий Бугаков: Главные награды — новосибирские

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру