Чем живет пухоперовая отрасль Новосибирска?

Представитель редкого бизнеса рассказал о насущном.

Представитель редкого бизнеса рассказал о насущном.
Генеральный директор компании «Исток — Сибирские пуховые товары» Геннадий УСЕНКО. Источник изображения: архив компании.

Не все новосибирцы знают, что в нашем городе давно и достаточно успешно работает уникальное предприятие по переработке пух-пера водоплавающей птицы и производству из этого наполнителя готовой продукции (пуховиков, одеял и подушек) — компания «Исток — Сибирские пуховые товары», известная далеко за пределами Сибири и России.

Представителей пухоперовой отрасли сегодня встретишь нечасто, а компания «Исток — Сибирские пуховые товары» — это многоотраслевое предприятие, где есть и заготовка пухоперового сырья, и его переработка как сельскохозяйственной продукции, и производство готовых изделий. Компания успешно решает эти задачи уже с 1991 года: экспортирует востребованный за рубежом высококлассный пух водоплавающей птицы, производит всевозможные изделия с пуховым наполнителем — от модных современных пуховиков до постельных принадлежностей.

О том, как сегодня живет отрасль, чем пух лучше синтетики, а также об уникальности натурального пухового наполнителя корреспонденту «МК» в Новосибирске» рассказал генеральный директор компании «Исток — Сибирские пуховые товары» Геннадий УСЕНКО.

— Как появилась идея заняться необычным пухоперовым бизнесом?

— Как и большинство предпринимателей начала лихих 90-х годов, меня сподвигла на это судьба. Все искали возможность самореализации в это неспокойное время, используя, естественно, свои знания и опыт — в общем, весь имеющийся потенциал. Мои знания в экономике и сельском хозяйстве (до реализации идеи развития пухоперовой индустрии в нашем регионе я работал в финансовом управлении Новосибирской области и в «Птицепроме» Новосибирской области) позволили увидеть пробелы использования вторичного сырья птицеводства и найти нишу в рентабельной реализации данного продукта.

— То есть уже к 1993 году у вас сформировался пул поставщиков из разных регионов?

— Поставщики у нас появились еще раньше. Вначале была создана заготовительная сеть с зоной охвата: Новосибирская область и соседние регионы, что позволяло системно отгружать сырье в такие страны, как Германия, Италия, Финляндия, и способствовало узнаванию сибирского продукта на внешнем рынке. Естественно, сначала (до 1993 года) это было сырье, и уже в 1993 году была смонтирована первая линия по полной переработке сырья, и затем с моими единомышленниками, коллегами мы стали реализовывать во многие страны дальнего зарубежья готовый пуховой наполнитель.

— То есть конкуренции было мало, и она была непонятна?

— По заготовке никакой конкуренции не было, товара было достаточно. Мы заготавливали не только в Новосибирске, но и в Красноярском крае, Омской области, в Казахстане. То есть на всей территории от Урала до Дальнего Востока. Сколько могли и на сколько хватало средств и возможностей производственных мощностей. С этой точки зрения проблем не было, хотя не могу сказать, что в тот период мы всегда качественно перерабатывали сырье — не было опыта. Но чем глубже мы вникали в тему, тем больше в ней понимали. Естественно, использовали опыт мировых передовых технологий, тщательно подбирали кадры, начали более щепетильно относиться к переработке продукта.

— Есть информация, что пух производства вашей компании покупают зарубежные производители, которые используют его, чтобы повысить качество собственного низкосортного сырья. Действительно ли это так?

— Да, это так, и в этом нет ничего необычного. Например, для этого наш наполнитель смешивают с таким же сырьем, но классом ниже, чтобы получить приемлемое качество пуха, но чтобы цена была также удобоваримой. Дело в том, что пух сибирской птицы обладает качественными свойствами, чему способствуют и суровый климат, и вольное содержание птицы, и забой в уже зимний период времени, когда максимально сформирован пуховой шарик. Т. е. практически весь сбор сырья — это 97%, собирается с надворных и фермерских хозяйств. Что отличается от промышленного производства птицы, где выращивание происходит, как правило, в неволе, т. е. в клетках.

Цена вопроса

— Насколько фермеру с небольшим хозяйством гусей выгодно с вами работать? Сколько он получает за сырье?

— Поскольку пух и перо — это дополнительный продукт птицеводства, любые деньги, которые поставщик получает за пух и перья, — это всегда приятный бонус. С одного гуся получается 200-250 граммов пухоперового сырья. С утки — 150-200. Чтобы получить 1 кг пуха из пухоперового сырья, необходимо переработать 6-6,5 кг оного. Таким образом, чтобы получить 1 кг пуха, требуется 30-35 особей водоплавающей птицы.

Но и мелкое перо также используется при производстве готовой продукции, поскольку оно создает более пружинящую основу: например, в подушке, что нравится многим потребителям. На самом деле любая подушка, произведенная нашей компанией, весьма качественна, и стоит ли она 400 рублей или 5000 — вопрос лишь личных вкусов, пристрастий и физиологических особенностей человека.

— Сырье каким-то образом сертифицируют? Есть ли ГОСТы?

— Видов сырья достаточно много. Есть и много критериев его оценки, но это уже не ГОСТы, а международные категории оценки: это прежде всего вид птицы, от которой получено сырье (гусь или утка), это и цвет птицы (белое сырье либо цветное), это и степень и качество переработки, и процент содержания пуха, и воздухоудерживаемость и упругость, т. е. возможность пуховой массы после сжатия принимать первоначальную форму за единицу времени, и т. д.

Важно лишь отметить, что попадание в нашем производстве куриного пера категорически неприемлемо, и при попадании куриного пера бракуется вся партия. (Как пояснение: безусловно, у курицы нет пуха, куриное перо не имеет пружинной основы из-за прямоты стержня, и стержень имеет весьма острый наконечник, что способствует миграции пера ч/з ткань.)

Будни пуховой индустрии

— Наукоемкость производства осталась на том же уровне, что и в середине 90-х?

— Я бы в этом случае говорил не о наукоемкости процесса, поскольку последовательность переработки и основные процессы работы с сырьем остаются неизменными — это обеспыливание, мойка, обработка сырья под высоким давлением и температурой 130-150 градусов С, сушка и сортировка. Но сами процессы за счет опыта в отрасли и новых технологий становятся более совершенными.

— Для чего вы в основном закупаете сырье — для производства подушек или одежды?

— Около 60-70% валового продукта (это обработанный пух и небольшой объем готовых изделий с пуховым наполнителем) мы отправляем на экспорт в Германию, Испанию, Италию, Японию и т. д., остальное — это внутренний рынок России, это одеяла и подушки и, естественно, верхняя одежда с пуховым наполнителем.

Мы давно поняли, что необходимо развивать свое производство. Проблема в том, готов ли рынок к нашей продукции. Сегодня люди тяготеют к синтетической одежде. Синтетика дешевле, но не обеспечивает такого тепла, как пух. С точки зрения производства одежды, шить изделия из синтетики гораздо проще. Мы обучаем своих специалистов работать с пухом, и на этот процесс уходит довольно много времени. И, конечно, наши кадры остаются с нами надолго, чем мы и гордимся.

Пух против синтетики?

— Как складывается конкуренция между пухом и синтетикой?

— Должен сказать, что универсальных вещей нет. И, безусловно, для разных случаев жизненных обстоятельств важны и те, и другие наполнители. Для интенсивного движения проще создать одежду из современных материалов с синтетическим наполнителем. Когда же речь идет об экстремальном температурном режиме и сочетании легкости и тепла, лучшего изделия, чем с пуховым наполнителем, трудно представить. По сути, все восхождения на высочайшие вершины мира совершались в одежде с пуховым наполнителем и уж, естественно, со спальниками из пуха. Любой спальник с синтетическим наполнителем уступит с точки зрения тепла и комфорта пуховому спальнику.

Многочисленные наши потребители среди охотников и рыбаков отмечают преимущества наших изделий и говорят нам спасибо!

Если же есть замечания к нашим изделиям от наших клиентов с точки зрения специального, профессионального подхода, мы обязательно прислушиваемся и вносим изменения.

Что касается постельных принадлежностей, должен отметить ряд свойств, кроме показателей, лежащих на поверхности комфортности, легкости, что ощущается сразу, а это: антистатичность, т. е. снятие плюсового или минусового напряжения (вы никогда не ощутите щелчок током от одеяла и подушки с наполнителем из пуха и пера), поглощение всякого рода радиоактивного излучения, поглощение электромагнитного излучения, в избытке окружающего нас за счет всевозможных гаджетов, Wi-Fi и прочего радиоэлектронного оборудования.

То же самое по одеялам. Одеяла есть по ценам от 3 до 50 тыс. руб. И те, и те хорошие. Но срок службы разный. У нас есть подушки по 700 рублей, которыми можно пользоваться 10 лет, а есть за 5 тыс. рублей с таким же сроком эксплуатации, но с другими свойствами. Наш человек редко об этом задумывается. Между тем, если спать на некачественной подушке, то можно избежать головной боли с утра и нивелировать до 50% вредных излучений, которых так много в сегодняшнем мире.

Любой бизнес ориентирован на увеличение оборота, выручки и прибавочной стоимости — и наша компания не исключение. Но также мы озадачены желанием удовлетворить клиента, дать ему комфортные ощущения. Комфорт — это отсутствие дискомфорта. Зимой на улице тебе не должно быть холодно, нам очень важно, чтобы человек, пользующийся нашими постельными принадлежностями, уже после первых раз пользования ощущал преимущества здорового сна с нашими изделиями. То есть, чтобы наши клиенты чувствовали нашу заботу о себе и, конечно, приходили к нам вновь и вновь и приводили к нам своих друзей и родных, и в этом смысле у нас уже есть немалые успехи. Наша рекламная кампания держится на обратной связи с клиентами, на их отзывах и «сарафанном радио». И когда потребитель приходит к нам, он, как правило, уже не уходит.

Изготовление изделий из пуха — более трудоемкий и дорогостоящий процесс, чем производство из синтетики. В частности, поэтому качественный пух всегда дороже.

— А где берете ткани?

— Мы используем для производства исключительно импортную ткань. Ищем более современные, более совершенные ткани. Следим за мировыми тенденциями и модой в пуховой одежде. Вдохновляемся набирающими популярность моделями из мировых топовых брендов, разрабатываем по их мотивам свои: адаптируем для сибирского климата и производим.

Если поставляем пуховики и продукцию в Якутию или Эвенкию, то прорабатываем одежду таким образом, чтобы она могла выдержать даже пятидесятиградусные морозы и ниже. Конечно, стараемся использовать для этого специальную ткань. Также компания выпускает продукцию для менее суровой зимы и для весенне-осеннего периода. Это два разных направления. Универсальную вещь сделать сложно, поэтому мы вводим достаточно много новых моделей.

Чем дышит пуховая отрасль?

— Есть ли сложные моменты в работе предприятия?

— Чтобы в нашем климате содержать предприятие площадью более 8 тыс. кв. м, требуются очень большие расходы. Например, в позапрошлом году только затраты на вывоз снега составили 1 млн руб. И это не говоря о стоимости электроэнергии. Есть и много других факторов, которые не способствуют развитию. Например, одной только воды мы потребляем 10 тыс. кубометров в месяц. Ресурсов для инвестиций и развития в настоящее время попросту нет, поскольку темпы роста увеличения оборотных средств не позволяют сосредоточиться на инвестициях в производственные процессы. Мы, безусловно, решаем свои задачи, но весьма важно в любом производственном процессе, чтобы не было экономических перекосов и бремя затрат по привлеченным ресурсам (за которые, естественно, надо платить проценты) не было губительным для предприятия.

Может, я что-то упускаю, но мое предприятие за уже почти 28 лет существования не получило ни одной копейки, ни одного гранта для своих программ, все заработали те люди, которые трудятся в компании. Легкая промышленность не в фаворе, хотя она не совсем «легкая». Но, должен отметить, нам и не мешают, это очень важно.

Раньше у нас была задача: ежегодно открывать по 10 новых магазинов, но сейчас мы свернули эту программу. Ждем изменений на рынке. Каждый магазин — это очень большие затраты. Успели открыть точки в Барнауле, Кемерове, Красноярске, Томске. Есть и интернет-продажи.

— Если сравнивать ваши пуховики с китайской продукцией, импортные дороже?

— Я бы так не сказал. Мы стараемся держать цены близкие и понятные покупателю, возможно, даже где-то в ущерб себе. Мы понимаем тенденции рынка, следим за ними, чтобы цена наших пуховиков была комфортна для покупателей. Иногда мы лучше уберем какую-то дизайнерскую деталь, но за счет этого сделаем продукцию немного дешевле. Но и стараемся, чтобы вещи были не только комфортными, но и модными. Поэтому постоянно следим за текущей ситуацией на рынке, в том числе за ценами.

Достижения

НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ компания «Исток — Сибирские пуховые товары» стала ведущим экспортером продукции и пухоперового наполнителя, обработанного по самым передовым технологиям.

В РОССИИ компания «Исток — Сибирские пуховые товары» входит в лидеры по объему продаж готовых изделий.

За все время существования компании НИ ОДНОГО РАЗА не было задержек с выплатой заработной платы, чем вряд ли может похвастаться еще какое-нибудь предприятие.

За высокие стандарты качества компания неоднократно награждалась дипломами и медалями зарубежных и отечественных выставок и ярмарок.

Но все эти достижения стали возможны только благодаря сплоченному высококвалифицированному коллективу предприятия, который трудится, чтобы выполнять основное назначение легкой промышленности — удовлетворение потребностей общества в товарах народного потребления, соответствующих модным тенденциям сегодняшнего дня, качественным и доступным по цене.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 19 декабря 2018

Заголовок в газете: Пуховое «золото» Сибири

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру