Госконтроль за оборотом алкоголя вывел из тени многое, но не все

В Новосибирске состоялась пресс-конференция о предварительных итогах года на рынке алкоголя.

В Новосибирске состоялась пресс-конференция о предварительных итогах года на рынке алкоголя.
Фото из архива

В Новосибирской области впервые с 2013 года ожидается рост продаж алкоголя. По итогам года он может составить 15-16%. Эти данные обнародовала врио руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по СФО Маргарита Шалюхина на пресс-конференции в новосибирском ТАСС.

По мнению главы управления РАР, это свидетельствует не о том, что люди стали больше пить: просто растет объем продаж в легальном сегменте, вытесняя нелегальный.

— Поскольку данные мы получаем из ЕГАИС, уровень розничных продаж на душу населения мы рассматриваем как один из показателей легальности рынка, — говорит Маргарита Шалюхина. — Мы видим, что с 2017 года началась стабилизация, с 2018-го — рост.

В числе регионов с самым низким уровнем легальных продаж представитель службы называет Тыву и Алтай, а также Омскую, Кемеровскую и Новосибирскую области. Но если в республиках это может быть объяснено особенностями национального потребления спиртного, то остальные регионы попадают в список неблагонадежных по каким-то иным причинам.

В числе главных РАР называет соседство с Казахстаном. Дело в том, что на территории республики налогообложение спиртного более щадящее, чем в России. Плюс — менее жесткий контроль за контрафактом. На этой разнице недобросовестные дельцы обыгрывают наших законопослушных производителей. Конкуренцию легальным производителям спиртного, которые платят все налоги в бюджет, составляют и те «бизнесмены», которые работают в «серой» зоне: например, выпускают нормальное пиво, но не отчитываются о своей продукции в ЕГАИС и не платят акцизов.

Наиболее показательным положительным результатом в борьбе с теневым рынком стала история с пивом. За январь-сентябрь новосибирские пивовары произвели 31,5 млн декалитров, и это на 1,6 млн (5,2 процента) больше, чем за те же девять месяцев 2017 года. По данным Маргариты Шалюхиной, в Новосибирской области варится более 30% от всего пива СФО. И это для региона хорошо, потому что за счет этого производства прирастает бюджет. Соответственно, борьба с контрафактом в этом году добавила 336 млн рублей одного только акциза (он составляет 21 рубль с литра пива).

Печальный момент в том, что этот рост пока даже не полностью покрывает прошлогоднее падение. В 2017-м, когда пивовары отмечали рост теневого рынка пива, отрасль потеряла относительно 2016-го 1,9 млн дал (5,9 процента), а бюджет, соответственно, — 400 млн рублей.

Но контролирующий орган уверен: главный тренд алкогольного контрафакта сегодня — не пиво, а лже-пивные напитки, своеобразная смесь спирта с водой и вкусовыми добавками. Проблема в том, говорит замруководителя управления РАР Оксана Лубенец, что нарушители закона часто обходятся вообще без солодовой составляющей. Она советует, как отличить правильный пивной напиток от поддельного:

— У этих напитков низкая цена — менее 70 рублей за полтора литра. Если налить гостовский напиток, у него пена должна быть не менее 3 см, пеностойкость — не менее 3 минут. Получается меньше — значит, пива или солода в напитке нет, только спирт, вода и краситель. В случае обнаружения необходимо информировать Роспотребнадзор, региональный Минпромторг и наше управление.

Несмотря на то что профильная госслужба советует проделывать такие эксперименты с пивными напитками, каждый потребитель может легко обнаружить «теневое» пиво в любой «разливухе» на окраине. Главный его признак — цена ниже 60 рублей за литр.

Почему государство не ищет контрафакт в этих точках, представители РАР признают открыто. Во-первых, рук не хватает. Во-вторых, в задачи службы входит контроль над производством и оптовыми поставками. В розничные магазины инспекторы заходят только тогда, когда этого требуют поиски крупного нарушения по основному профилю.

Кто же тогда должен мониторить магазины? РАР указывает на региональный Минпромторг, которому функции такого контроля переданы федеральным законом еще в середине 2017 года. Но представитель министерства Ирина Редько, также пришедшая на пресс-конференцию, призналась, что там практику контроля по этому направлению только начали нарабатывать.

Что интересно, специалисты в деле госконтроля видят в алкогольном контрафакте только угрозу здоровью потенциального потребителя. Их будто и не беспокоит, что если пиво или любой другой алкоголь находится в нелегальном обороте, с него прежде всего не уплачены налоги.

Недавно представители НРОО «Общественный контроль», которые уже больше года исследуют состояние теневого рынка пива в Новосибирской области, сообщили, что регулярно сталкиваются со случаями, когда поставщиками пива для недорогих разливух выступают ликвидированные фирмы или фирмы-фантомы. С точки зрения элементарной логики, это явно свидетельствует об отсутствии товара в системе ЕГАИС и, соответственно, в легальном обороте.

О своих криминальных находках волонтеры сообщают во все контролирующие инстанции. Однако ни одна из проверок пока так и не закончилась публичным разоблачением. Иначе, вероятно, эффект борьбы с контрафактом в интересах легальных производителей и в конечном счете бюджета мог бы быть и выше.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Выйдет ли выпивка из тени?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру