Люди с особенностями здоровья выходят на сцену в Новосибирске

Театр или реабилитация?

На сцене тьма. Один шаг — и ты ослеплен ярким пламенем софита, сотни зрителей из зала смотрят только на тебя. Вдох.

Театр или реабилитация?

Любой актер — особенный. Особенности имеют его видение, его черты, его движения. «Инструменты актера — его собственные душа и тело», — считают преподаватели «Инклюзион. Школа. Новосибирск». Это школа-«пансексуал». Она примет и полюбит всех, включая людей с синдромом Дауна, ДЦП, аутизмом, незрячих людей и профессиональных актеров драматических театров.

Погружаясь в атмосферу «я такой же, как все, меня здесь ценят», человек расслабляется и постепенно показывает свои таланты. «Наш Денис запел... Это было так неожиданно и радостно! Какой у него густой красивый тембр! Никто никогда не слышал, как Денис поет», — рассказывают преподаватели школы в социальных сетях.

На уроках ученики ставят этюды, в которых через изображение механизмов, образов природы или животных рассказывают о себе.

Потом они начинают работать в команде. Это сложно, но выполнимо, если ответственно подходить к делу.

Чаще всего ставятся спектакли, в которых студийцы рассказывают истории, произошедшие с ними в жизни, поэтому на сцене они остаются самими собой. Только для этого нужна осознанность, которой учат вместе со способностью размышлять на острые социальные темы и выражать свое мнение. «Во время выпуска спектакля все участники вынуждены равномерно разделить ответственность за него, иначе спектакль не получится. Нам кажется, это хороший способ справиться с проблемой инфантильности людей с особенными потребностями. У них вырабатывается ответственность, умение жить в строгих временных рамках», — рассказывают преподаватели.

В 2017 году центр реализации творческих проектов «Инклюзион» открыл в Новосибирске инклюзивную театральную школу для людей с особенными потребностями и для профессиональных актеров. Сначала два дня в театре «Глобус» педагоги наугад нащупывали методы работы в разношерстной группе. С людьми с особенностями здоровья нужно быть более внимательным, нужно думать об удобстве, чтобы все было понятно, иначе работа может не получиться вообще. Ни программ обучения, ни учебников по устройству инклюзивного театра не было.

Однако за пять месяцев путем проб и ошибок постепенно начала вырисовываться картина занятий. «Педагоги собрались профессиональные, очень упертые, готовые без дороги бурить густой лес своими телами в поисках выхода», — пишут на сайте школы. На выходных два раза в неделю группа творческих единомышленников создает себя и спектакли.

За три года в театральной школе прошли обучение больше 200 человек с разными формами физической и ментальной инвалидности. Сейчас в школе обучаются больше 30 человек с инвалидностью и без. Возраст участников — от 14 до 60 лет.

В марте 2018 года в театре «Понедельник Выходной» школа провела театральную лабораторию. Ученики и педагоги показали эскизы трех спектаклей: «Юшка», «Unреальность» и «12 подвигов Геракла».

«После лаборатории появилась убежденность в том, что мы занимаемся именно театром, — рассказывают преподаватели. — За два с половиной года мы наработали на «несколько пятилеток». Спектакли, поэтические вечера, мастер-классы, перформансы, фестивали, выигранные гранты, выпущенный первый и набранный второй курс учеников».

В сентябре состоялся показ спектакля «Юшка» в мастерской «Крикливого и Панькова», прошли выставка «Я особенный», инсталляции о студийцах, финал фотоконкурса о жизни с инвалидностью, видимой и нет.

Также студийцы съездили на Платоновский фестиваль со спектаклем «Юшка». Во время карантина актеры занимались онлайн на платформе Zoom. 

«Привлекли педагогов из других городов: Москвы, Питера, Костромы. Занимались тренингами, которые в оффлайн-занятиях не проводились, занятия были более философскими. Для некоторых ребят с ментальными особенностями такой формат оказался более удобным. На онлайн-занятиях они чувствуют себя более защищенными, в безопасности, и лучше включаются в работу», — рассказала куратор школы Ольга Стволова.

Несмотря на то что «Инклюзион. Школа. Новосибирск» реализуется с использованием гранта президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, она все еще нуждается в финансовой поддержке.

«Хочется, чтобы у нас была возможность приглашать педагогов с разных краев света, отправлять на обучение педагогов, ставить спектакли с большими бюджетами, привлекать крутых режиссеров со всего мира», — объяснила Ольга Стволова.

Также она отметила, что театр открыт к сотрудничеству и коллаборациям.

Конечно, у инклюзивного театра, как и у его актеров, есть проблемы, такие как отсутствие доступной среды. Или как общество воспринимает людей с особенностями здоровья.

Например, сейчас студийцы часто занимаются в помещении с неудобной лестницей. Чтобы ребятам из разных концов города было удобно добираться и школа могла принимать людей, передвигающихся на колясках, необходимо постоянное помещение для занятий с доступной средой в центре города.

Ольга считает, что общество еще не готово полностью принять инклюзивный театр как вид искусства: «Люди все еще или отводят глаза от людей с инвалидностью, или жалеют, относятся как к маленьким. Еще очень мало людей знают, что такое инклюзивный театр, и что такой театр может быть не социальной реабилитацией, а искусством, которое обогащает театр».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру