Новосибирские власти практически определились с руководителем филармонии

В понедельник, 3 августа, директор Новосибирской филармонии Бейбит Мухамедин объявил о своей отставке. Его заявление практически открыло дорогу заместителю директора московского Театра сатиры Александру Бочарникову к креслу главной концертной организации региона. Впрочем, некоторые сомнения в то, что все решения серьезно обдуманы, еще остаются. Новости о переменах в филармонии по времени совпали с сообщением о назначении советником новосибирского губернатора по культуре скрипача Михаила Симоняна, к которому у местной общественности накопилось немало вопросов.

Новосибирские власти практически определились с руководителем филармонии
Фото Алексея Кудинова

Приказал держать планку исполнительского искусства

Сказать, что отставки Бейбита Мухамедина не ждали, — солгать против истины. Об этом говорили по меньшей мере год. Ухода тромбониста из оркестра Новосибирского театра оперы и балета ждали давно. Все последние четыре года Бейбит Алшимбаевич продолжал восемь раз в месяц появляться в оркестровой яме Сибирского Колизея. При этом злые языки уверяли, что служебная машина концертной организации терпеливо ждала его появления после спектакля. Но бывший министр культуры региона Игорь Решетников, в кулуарах регулярно говоривший, что готов на радикальное кадровое решение в отношении Мухамедина, так и не успел реализовать свое намерение. Фермата затянулась, а Игорь Николаевич покинул свой пост на 11 месяцев раньше того, кого собирался уволить.

Подталкивать Бейбита Мухамедина, который, как говорят, не скрывал, что примет любое решение учредителя, не пришлось. На утренней планерке в понедельник, которая проходила в режиме zoom-конференции, он объявил о своей предстоящей отставке. Сообщив, что он еще полон сил, он пожелал работникам филармонии держать высокую планку исполнительского искусства. Так что властям удалось избежать скандала, подобного тому, что случился четыре года назад, когда с этой должности увольняли Татьяну Людмилину. Если они, конечно, найдут пять миллионов рублей на «золотой парашют», которые, по слухам, требует увольняющийся директор.

Но за свою должность Бейбит Мухамедин держался до конца. Четыре года, в течение которого он руководил главной концертной организацией Новосибирской области, все-таки довольно приличный срок. Он не был фигурой согласия, когда в сентябре 2016 года занимал пост директора. Скорее всего, он попал на эту должность благодаря влиянию Надежды Болтенко, у которой был помощником сенатора во времена губернаторства Владимира Городецкого. Потенциально был менее конфликтен по сравнению с Татьяной Людмилиной, что в целом и подтвердилось. Но всеобщей любви не снискал, а последний год концертная организация жила исключительно ожиданием его ухода.

«Глобус» как кузница кадров

Похоже, что вопрос о необходимости смены руководства филармонии перед новым министром культуры Новосибирской области Натальей Ярославцевой встал еще до того, как она была представлена в новом качестве. Естественно, что на первом этапе возникли идеи вернуть прежних руководителей — Александра Назимко и Татьяну Людмилину, но от этой мысли довольно быстро отказались из-за взрывоопасности некоторых из них.

Было ясно, что надо искать новые фигуры. О том, что одним из основных кандидатов может стать заместитель директора Театра сатиры Александр Бочарников, стало известно на прошлой неделе. Он уже 14 лет отвечает в проставленном московском театре за работу со зрителями, но начинал в Новосибирске. Из работников филармонии его может помнить только художественный руководитель и главный дирижер Русского академического оркестра Владимир Гусев, который работал с Бочарниковым во времена, когда его коллектив находился в структуре радиокомитета. Единственным раздражающим фактором для остальных сотрудников концертной организации может быть только то, что он работал в театре «Глобус» под началом Татьяны Людмилиной. Однако далеко не факт, что он является человеком бывшего директора филармонии, против которого шесть лет назад выступили руководители почти всех творческих коллективов организации.

Появление фамилии Александра Бочарникова в средствах массовой информации немного спутало карты министерству. Но сейчас, когда Бейбит Мухамедин официально объявил о своем уходе, многим кажется, что замдиректора Театра сатиры уже стал почти стопроцентным претендентом. Известно, что он должен появиться в Новосибирске 14 августа. Говорят, что уже готовится пресс-конференция с его участием.

В то же время есть ощущение, что процесс еще находится в развитии. Не случайно же губернатор Андрей Травников встречался с кларнетистом симфонического оркестра, заслуженным артистом России Станиславом Янковским? Есть еще директор Новосибирского академического симфонического оркестра Николай Сизиков, который вполне уместно смотрелся бы в кресле директора. Не надо также забывать про заместителя директора филармонии по внешним связям Алену Болквадзе, которая владеет всеми необходимыми компетенциями для руководства. Не считая того, что есть еще глава управления культуры мэрии Владимир Державец и Константин Курленя, почти десятилетие руководивший консерваторией.

Странная страна советников

Появление Александра Бочарникова в качестве претендента на место директора филармонии по времени совпало с другим событием, которое довольно сильно удивило общественность города. Практически одновременно стало известно, что новым советником губернатора Новосибирской области стал скрипач Михаил Симонян, который вот уже четыре года возглавляет попечительский совет Новосибирской консерватории имени Глинки. Формально оно не связано с событиями вокруг Новосибирской филармонии, но настораживает, что такие решения принимаются без должной проработки. Ведь из открытых источников известно, что Михаил Симонян уже был советником губернатора Калужской области, став инициатором создания там молодежного симфонического оркестра. История эта обернулась фарсом, когда выяснилось, что в музыкальном коллективе не было ни одного жителя Калуги, а сам он состоял из студентов московских вузов, которые ездили на репетиции и концерты из столицы на электричках. Не менее странной оказалась история, когда несколько лет назад Михаил Симонян был задержан за вождение автомобиля в нетрезвом виде, а наряду ДПС он предъявил водительские права, выданные в США.

На последние выступления Михаила Симоняна в качестве скрипача появлялись довольно неоднозначные рецензии. Исполнение в Новосибирске в разгар объявленной пандемии Фортепьянного трио Шостаковича оставляет странное ощущение, когда знаешь, что изначально президентский грант, за счет которого проходило выступление, выдавался для большого мероприятия, которое должно было пройти на Прохоровском поле, где во время Великой Отечественной войны прошло главное сражение Курской дуги. В любом случае довольно странным кажется назначение советником губернатора человека, который даже не имеет высшего образования. Ведь даже для региональной власти немаловажно, чтобы федеральная консерватория не становилась чьей-то «личной дойной коровой», как об этом судачат в не обустроенных коридорах музыкального вуза.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 5 августа 2020

Заголовок в газете: С сатирой не поспоришь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру