Новосибирским музыкантам дали 1,5 года на доигрывание старых программ

В субботу, 6 июня, премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление об особенностях отмены, замены и переноса массовых мероприятий, которое дает учреждениям культуры довольно долгосрочный алгоритм решения этих проблем. Документ может существенно изменить обстановку внутри Новосибирской филармонии, где в последнее время не на шутку разгорелись страсти вокруг вопроса о том, в какой форме продолжать концертную деятельность.

Новосибирским музыкантам дали 1,5 года на доигрывание старых программ

До последнего момента руководство концертной организации, не желая расставаться с авансовыми платежами, полученными от трех десятков абонементов, настаивало на том, чтобы все мероприятия незавершенного сезона провести до конца нынешнего года. Ситуация грозила увеличением нагрузки на музыкантов, которые должны были фактически удвоить количество своих выступлений, что могло отразиться на качестве концертных программ.

Масштаб катастрофы

Областную концертную организацию можно смело отнести к учреждениям культуры, которые беспрецедентно пострадали от режима повышенной готовности, введенного в связи с объявлением пандемии от распространения новой коронавирусной инфекции. Под запрет попали массовые мероприятия, к которым, естественно, были отнесены филармонические концерты. Отчаянно противился ограничениям Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина, чье открытие как раз совпало с усилением мер безопасности. В очном порядке в его рамках фактически состоялось только мероприятие открытия с участием звезды балета Светланы Захаровой. Далее организаторы музыкального форума пытались вести онлайн-транс-ляции со своих выступлений, но и эта практика была довольно быстро прекращена. Пока продолжение арт-фестиваля оптимистично перенесено на осень, что еще не означает, что в нем смогут принять участие зарубежные гости.
Чтобы понять масштаб катастрофы, которая обрушилась на филармонию, достаточно посмотреть цифры отмененных мероприятий. В самый сенокос, к которому относят апрель, концертная организация отменила 27 концертов, а 54 перенесла, не обозначив конкретную дату будущего выступления. В мае переносов было только 14, но отмененных мероприятий насчитывалось 19. Всего количество перенесенных выступлений уже исчисляется семью десятками, и число перенесенных уже явно превосходит цифру 50.

Аванс платежом красен

При этом положение концертной организации более сложное по сравнению с театрами, которые анонсируют свой репертуар лишь на несколько месяцев вперед. Потери последних, возвращающих зрителям деньги за отмененные спектакли, несравнимы с потенциальными потерями филармонии, которая продает почти 30 сезонных абонементов. Фактически их владельцы на год авансируют деятельность концертной организации, а значит, механизм финансирования тут более сложный. Но из-за объявленной пандемии сезон 2019-2020 годов оказался незавершенным, а в сентябре уже должен начаться новый сезон 2020-2021 годов. Получается, что концертная организация, которая не до конца выполнила свои обязательства перед держателями абонементов незавершенного сезона, уже стоит перед проблемой исполнения новых обязательств. Если вопрос с отмененным концертом в целом понятен, поскольку тут процедура возвращения деньг за билет возможна через кассу или агрегатор, то что делать владельцам абонементов, которые концертная организация продавала без посредников? Алгоритм решения этой проблемы стал причиной довольно принципиальной дискуссии, развернувшейся в последние дни в учреждении культуры. Как стало известно «МК в Новосибирске», руководство филармонии предлагало провести несостоявшиеся концерты всех 29 абонементов до конца 2020 года. При этом все они должны пройти одновременно с концертами нового сезона. Судя по всему, такой позиции придерживается директор филармонии Бейбит Мухамедин, который настаивает на таком плане, предлагая одновременно отказаться от проведений собственных фестивалей, кроме Транссибирского.

Суммы, несовместимые с жизнью

Инициатива вызывает серьезные возражения со стороны художественных руководителей коллективов филармонии, полагающих, что такой график накладывает на музыкантов непосильную нагрузку. Всего долг филармонии по абонементам оценивается в 42 концерта. Только по абонементам №№ 1 и 1а количество выступлений вырастет на 75%, поскольку в их рамках Новосибирский академический симфонический оркестр должен дополнительно к восьми концертам дать еще шесть. Но одновременно должны еще пройти не состоявшиеся весной мероприятия музыкального форума Вадима Репина. Позиция профсоюзной организации по поводу такого перспективного плана неизвестна, однако помнится, что именно профсоюзы ставили вопрос о том, что во время прошлогоднего Транссибирского арт-фестиваля администрация культурного учреждения пошла на нарушение коллективного договора, когда оркестр работал по восемь часов при семичасовом рабочем дне.

Чтобы не создавать музыкантам дополнительной нагрузки, которая могла отразиться на качестве выступлений, предлагался вариант полного отказа от обязательств по сезону 2019-2020 годов. Причем как по выступлениям, запланированным в рамках абонементов, так и по другим концертам. Оценить все финансовые потери филармонии от такого плана не так просто. Если за неисполненные три концерта от абонемента № 1, который продан практически на 100%, концертная организация должна вернуть сумму порядка 1,5 млн рублей, то сумма денежных выплат за абонемент № 5 вряд ли превышает 400 тысяч рублей. Однако в целом массовые выплаты должны быть довольно болезненной мерой для культурного учреждения.

Возврат денег за абонементы относится к категории чрезвычайных мер для любого вида деятельности. Примечательно, что нечто подобное сегодня наблюдается в Российской премьер-лиге, которая собирается 19 июня возобновить чемпионаты страны. Если сначала ее хотели проводить при пустых трибунах, то теперь говорится, что возможно присутствие около 10% зрителей. Такое условие уже обострило проблему, связанную с абонементами, которые болельщики приобретали год назад. Так, владелец московского «Спартака» Леонид Федун заметил, что на матчи его команды куплено 15 тысяч абонементов, а пустить на футбол по новым правилам получится только 4456 человек. Впрочем, официальных сообщений о том, что будет с владельцами абонементов, пока сделано не было.

Дорога ложка к обеду 

Постановление Михаила Мишустина как нельзя вовремя появилось для того, чтобы расставить некоторые точки над «i». Средства массовой информации расценили его как попытку кабинета министров решить вопрос возврата билетов на отложенные мероприятия. В документе действительно говорится, что учреждения культуры будут обязаны вернуть стоимость билетов в случае полной отмены запланированных мероприятий. 

«При переносе зрелищного мероприятия организация исполнительских искусств, музей или уполномоченное лицо вправе предложить посетителю посетить перенесенное зрелищное мероприятие по ранее приобретенному билету, абонементу или экскурсионной путевке либо обменять ранее приобретенный посетителем билет, абонемент или экскурсионную путевку на ваучер на перенесенное зрелищное мероприятие», — говорится в документе. В то же время при переносе зрелищного мероприятия посетителю может быть предложено его посетить по ранее приобретенному билету, а также обменять на ваучер, позволяющий посетить мероприятие с теми же артистами или равнозначное шоу после возобновления концертной деятельности.

На самом деле смысл постановления в том, чтобы концертные и другие организации не задумали объявлять нечто вроде дефолта, а выполнили свои обязательства перед зрителями, имея на это достаточное время. Примечательно, что в день, когда был подписан документ на онлайн-совещании с президентом Владимиром Путиным, где обсуждались вопросы возобновления концертной деятельности, вице-премьер России Дмитрий Чернышенко рассказал, что организации культуры оказались в непростой ситуации. Из-за введенных на фоне пандемии коронавируса ограничений у россиян оказалось на руках около 7 млн заранее купленных билетов и абонементов. В результате билетная программа, которая была для учреждений основным источником внебюджетных доходов, была парализована.

Подписанный премьером документ дает возможность концертным организациям уже сейчас начать определять план своих мероприятий на полтора года вперед. Точкой отсчета должна стать дата отмены введенного в регионах режима повышенной опасности. К этому моменту любое культурное учреждение уже должно четко понимать, какие мероприятия будут считаться отмененными, а значит, за них предстоит вернуть деньги потребителям, а какие будут числиться перенесенными. Всего организация имеет полгода для того, чтобы назначить дату перенесенного концерта, а пройти оно может не позднее полутора лет после отмены режима повышенной готовности.

Предчувствие шахматного порядка

Алгоритмы дальнейшего поведения, представленные в постановлении российского кабинета министров, в целом встретили одобрение среди столичных продюсеров. Театральный продюсер, генеральный директор компании «Бродвей Москва» Дмитрий Богачев считает, что именно перенос мероприятий с обменом билетов на новые даты дает возможность зрителям посетить спектакли или концерты, на которые они стремились попасть. «Он помогает сохранить отрасль от банкротства, — заметил Дмитрий Богачев. — В результате него пострадали бы от 7 до 10 млн зрителей, ведь тогда они не смогли бы ни посетить спектакли или концерты, на которые они стремились попасть, ни вернуть деньги за билеты в случае отмены».

Как оценило нововведения руководство Новосибирской филармонии, пока неизвестно. Хотя очевидно, что правила, описанные в постановлении Михаила Мишустина, дают серьезное основание концертной организации не торопиться, пытаясь втиснуть в график до конца нынешнего года все концерты, которые не удалось провести в уходящем сезоне. Правда, не совсем понятно, должны ли будут возвращать средства государственным структурам организаторы Транссибирского арт-фестиваля, которые уже были получены на проведение фестиваля 2020 года. 

Впрочем, есть все-таки еще одна опасность, которая не была учтена в постановлении Михаила Мишустина. Известно, что Роспотребнадзор пока еще не выработал механизма безопасности, который будет применен при возобновлении концертной деятельности. И никто не гарантирует, что ведомство не будет настаивать на том, чтобы рассаживать зрителей новых массовых мероприятий в шахматном порядке. Слухи об этом довольно активно обсуждаются в кулуарах, а их воплощение может обрушить любые перспективные планы. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 9 июня 2020

Заголовок в газете: Абонементы посткоронавирусной эпохи

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру