Два образа новосибирской камерной музыки

Классика и современность собрала аншлаги во время турне камерного оркестра филармонии

Филармонический камерный оркестр Новосибирской филармонии совершил турне по Балтийскому региону, где дал концерты в Эстонии и Санкт-Петербурге. Если в Таллинне и Йыхви концерты оркестра прошли в рамках Musto-nenFest, то в Петербург коллектив под управлением Алима Шахмаметьева привез две принципиально разные программы, состоящие из произведений классиков и современных композиторов. Теперь художественный руководитель оркестра гадает, какой из концертов турне получился лучше.

Классика и современность собрала аншлаги во время турне камерного оркестра филармонии

«Меломаны Северной столицы ожидали приезда наших музыкантов с ажиотажным интересом, — отметил художественный руководитель оркестра Алим Шахмаметьев. Тем более что в Петербурге оркестр не играл почти семь лет».

9 февраля в концертном зале Мариинского театра Новосибирский филармонический камерный оркестр представил романтический репертуар. Концерт открылся «Сюитой для альтового тромбона и струнных» Коррадо Сальетти, где солировал Алексей Лобиков, что стало возможным благодаря усилиям Дома музыки под руководством известного музыканта Сергея Ролдугина.  Теперь Алим Шахмаметьев надеется показать лауреата Конкурса им. Чайковского новосибирской публике. «Хоть Сальетти наш современник, его сюита отлично ужилась с серенадой Антонина Дворжака и «Воспоминанием о Флоренции» Петра Ильича Чайковского, — заметил Алим Шахмаметьев, подчеркнув, что последние два сочинения, ставшие визитной карточкой коллектива, были показаны по настоянию Мариинского театра. — Эти чрезвычайно сложные сочинения обычно не исполняются в один вечер, что вызвало неподдельный интерес как меломанов, так и профессионалов».
Новосибирские музыканты не просто блестяще выполнили свою сверхзадачу, но и продемонстрировали беспрецедентно высокий уровень мастерства, сумев «завести» и накалить зал. «В тот вечер мы могли бисировать гораздо дольше, — рассказал Алим Шахмаметьев. — Но мне пришлось «волевым решением» увести оркестр со сцены, поскольку впереди была еще сложнейшая программа».

К тому времени позади остались города Эстонии, где концерты турне Филармонического камерного оркестра проходили в рамках MustonenFest. Под руководством дирижера Андреса Мустонена коллектив исполнил Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано Людвига ван Бетховена, внеся свою лепту в празднование 250-летия гениального композитора. Вторым знаковым моментом поездки по прибалтийской стране стала мировая премьера нового сочинения Иосифа Барданашвили, которое было посвящено недавно умершему Гии Канчели.

Второй концерт в Петербурге Филармонический камерный оркестр проводил в рамках проекта «Игра двух городов», организованного Союзом композиторов. Но если первое отделение выступления, прошедшего 10 февраля, можно было условно назвать «планетой» композитора Бориса Тищенко, то второе стало бенефисом концертмейстера оркестра Юлии Рубиной. Оно открылось «Весенним концертом» Сергея Слонимского, европейскую премьеру которого в свое время Филармонический камерный оркестр сыграл в Нидерландах. «Помню, как от записи исполнения Слонимский пришел в неописуемый восторг, рассчитывая вживую услышать исполнение Юлии, — отметил Алим Шахмаметьев. — Но, к сожалению, судьба распорядилась иначе: за день до концерта Сергея Михайловича Слонимского не стало».

Сейчас питерские меломаны однозначно признали интерпретацию Юлии Рубиной лучшей, что удивительно только на первый взгляд, поскольку написанный в 1983 году концерт был исполнен не одним десятком выдающихся музыкантов современности. Однако во время выступления в Белом зале Шереметьевского дворца Юлия Рубина удивила всех. Она продемонстрировала чудеса перевоплощения, исполнив фрагменты  «Русских сезонов» Леонида Десятникова, созданные в абсолютно иной эстетике. 

«Не смогу сейчас однозначно сказать, какой репертуар удался нам больше, — заметил Алим Шахмаметьев. — В концертном зале Мариинского театра, где были Чайковский и Дворжак, был аншлаг, что само по себе неудивительно. Но ведь яблоку негде было упасть и на музыке современных композиторов. Причем происходило это в понедельник, который традиционно считается «непродаваемым» днем».

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру