В метро прошел спектакль, значение которого должны оценить

В ночь с 12 на 13 декабря около полутора сотен зрителей стали зрителями авангардного театрального проекта «Предел», который прошел в Новосибирском метрополитене. Их собрали на станции метро «Сибирская», а затем поездом доставили на станцию «Площадь Гарина-Михайловского», где, собственно, и состоялся перформанс. 

В метро прошел спектакль, значение которого должны оценить

Поклонников «метропоэзии», лучшие образцы которой декламировали актеры, ведомые инициатором проекта Сергеем Чеховым, оказалось немного, но и яростного протеста спектакль не вызвал. Остается подождать примерно лет 100 для того, чтобы узнать, стал ли этот перформанс в новосибирском метро «классикой нового искусства».

«Кот в мешке» для избранных

«Собрать столько серьезных неглупых людей на «кота в мешке» — уже вызывает респект, — чуть позже напишет в социальных сетях известный новосибирский литератор, поэт и критик Сергей Самойленко. — При разглядывании буклета с редкими словами среди картинок и по ходу медленного движения в сторону цели назначения мне еще так казалось».

Перформанс в метрополитене действительно посетило немало известных людей. Среди них особенно выделялись заместитель мэра Анна Терешкова с супругом, депутатом заксобрания Дмитрием Терешковым. В шапке-ушанке по станции расхаживал главный режиссер театра «Глобус» Алексей Крикливый. Среди участников мероприятия были замечены главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин и начальник управления культуры мэрии Новосибирска Владимир Державец.

Актеры не для того, чтобы что-то показывать

Последнее было неудивительно. Мэрия города Новосибирска официально поддержала некоммерческую автономную организацию «Культурный город», которая выступила организатором проекта. Вход для гостей был бесплатным. Однако требовалась предварительная регистрация. При этом при входе на станцию метро требовали предъявить удостоверение личности. Впрочем, при выходе всех участников также фиксировали, чтобы было понятно, что никто в новосибирской подземке не потерялся.

Сам перформанс, автором которого стали Сергей Чехов, Евгений Лемешонок, Владимир Бочаров и Юлия Чурилова, проводился в рамках XIII Международного Рождественского фестиваля искусств в Новосибирске. Авторы не скрывали, что их спектакль, получивший название «Предел», станет провокацией. «Не ждите спектакля-представления, где актеры что-то показывают, а зрители — смотрят», — говорил организаторы перед представлением, отмечая, что «Предел» — это «театр в альтернативном классической театральной сцене пространстве, имеющем историю, характер и собственную уникальную атмосферу».

Без провокации действительно не обошлось. К стоящим в центре платформы станции «Площадь Гарина-Михайловского» микрофонам периодически подходили актеры, читая записи на своих смартфонах. Их сущность сводилась к описанию окружающей в метрополитене действительности в виде объектов и надписей, а также впечатлений, которые эта объективная реальность производила на актеров. Всем зрителям был роздан прекрасно изданный буклет, представляющий мраморную обшивку станции чем-то вроде кожи.

Метрополитен переживает арт-интервенцию

Новосибирский метрополитен уже не первый раз выступает в качестве общественной площадки, активно участвуя в жизни города. В подземке уже проходили концерты, выставки, различные инсталляции. В октябре в метрополитене в переходе от станции «Красный проспект» к станции «Сибирская» открылась необычная фотовыставка, посвященная Тотальному диктанту. 

Некоторое время назад в рамках фестиваля «48 часов. Новосибирск» на выходе к Краеведческому музею станции «Площадь Ленина» художница Барбара Кавенг вместе с режиссером Алексеем Крикливым и перформерами театра современного танца «Синестетика» представила арт-интервенцию, которая посвящена лесным пожарам в Сибири. Это не считая того, что осенью прошлого года известная группа Silenzium устроила в переходе метро часовой концерт.

Поэзия и музыка метро

Сергей Самойленко первым из зрителей покинул «Площадь Гарина Михайловского». После его ухода со станции начался медленный исход, когда за начальниками из мэрии потянулись подчиненные. Поклонников «метропоэзии», где самой запоминающейся фразой была реплика: «Не забывайте опыт забытых вещей. Забытые вещи ярче всего», оказалось не так много. Но все же к микрофону в ходе перформанса периодически подходили сторонние зрители, делясь навеянными музыкой метро впечатлениями.

Директор «Первого театра» Юлия Чурилова от души поблагодарила руководство и сотрудников Новосибирского метрополитена. «Мы очень благодарны Новосибирскому метрополитену за то, что он разрешил нам использовать свои площадки в ночное время, — отметила продюсер проекта. — В вопросах организации нам очень помогла мэрия города».

100 лет ожидания

Сергей Самойленко признал, что только дома к нему пришла мысль, что благодаря «этому экспириенсу» можно представить реакцию публики на, например, оперу «Победа над солнцем» сто лет назад». Известный критик перечислил многие произведения искусства, за последний век вызвавшие раздражение публики: черный квадрат Малевича, выступление футуриста Василиска Гнедова, читающего «Поэму конца», 4.33 Кейджа, перформанс Олега Кулика, кусающего за ноги респектабельных посетителей выставки Кабакова.

Раздражение поутихло, признался литератор, подчеркнув, что, может быть, лет через 25-30 Сергей Чехов станет признанным лидером нового искусства, нового театра, а «через сто лет этот его бессмысленный перформанс в новосибирском метро будет считаться классикой». «Станет признанным мэтром и гуру, — иронично заметил Сергей Самойленко. — Ну, или не станет». Ведь спектакль «Предел» в подземке раздражения и протестов не вызвал.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 18 декабря 2019

Заголовок в газете: Не забывайте забытые вещи. Забытые вещи ярче всего

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру