Егор Плитченко о литературных направлениях в столице Сибири

Член Союза писателей России, автор книги очерков о сибиряках «Пятнадцать» Егор Плитченко в интервью рассказал об ответственности работающего со словом, миссии и сверхзадаче писателя.

Егор Плитченко  о литературных направлениях  в столице Сибири

— Как вы сами думаете, о чем вы пишете?

— Для меня прежде всего интересен человек — поступки и чувства, приобретения и потери, радость, печаль, восторг, страсть. Ведь такова жизнь: она непредсказуема, порой страшна в своей правде, иногда горька, но все же бесконечно прекрасна в гармонии, достижениях и любви. Все, что пишу, так или иначе — о людях. Пишу с одной целью: сказать свое новое слово и выразить этим словом то, что важно для меня и моих читателей. Сейчас я закончил работу над книгой прозы. В нее вошли фантастическая повесть «Переблеск» о Новосибирске и сибиряках будущего, а также рассказы разных лет. Рукопись уже в издательстве, во второй декаде ноября книжка выйдет из печати, и я обязательно представлю ее на своей творческой встрече.

— Не раз звучало, что литературный Новосибирск многополярен. Как вы относитесь к этому?

— Это так: есть разные лагеря, в каждом свои идеи, направления, но все они находятся, так или иначе, в одном месте: например, на Антарктиде. И как бы ты ни старался откреститься от соседей, не получится — место одно, и климат, речь о социальном, один. По сути, в литературе и культуре стали превалировать взаимоотношения рынка. Это и плохо, и хорошо. Плохо, потому что это переходный период, своего рода болезнь, когда нет общей гармонии. А хорошо то, что это болезнь роста. Переболеет литературной корью сообщество, сойдет короста, и будет у нас румяный и кудрявый младенчик — гений. В виде полноценной и стабильной литературной жизни. 

Понять суть многополярности не получится, если не относиться к творчеству и тем более к его участникам с любовью, она должна присутствовать в основе оценки и понимания творчества. Это то, чего не хватает всем. Любить и уважать то, что делают другие. Есть мастодонты, те, кто был на вершине лет 30-40 назад. Это часть советской писательской эпохи, их творчество было объединено общими идеалами, имело четкий, как сейчас говорят, вектор развития. Для меня это Геннадий Прашкевич, Михаил Щукин, критик Владимир Яранцев, сейчас готовит к печати книгу поэт Александр Денисенко, выпустил повесть Виктор Сайдаков, всех не назову, но их не так мало. Они задают довольно высокую и профессиональную, и нравственную планку, у этих людей есть стержень и огромный писательский и человеческий опыт. 

Старейший литературный журнал «Сибирские огни» объединяет вокруг себя современных, интересных авторов. Благодаря кропотливой работе редакции возвращается уважение к труду писателя: проходных авторов в журнале сегодня нет. Не всем это по душе, многих не публикуют, но я знаю, если рукопись достойная, она обязательно появится на страницах «Сибирских огней», просто надо писать хорошо — и все.

Самостоятельно развиваются литераторы, объединившиеся вокруг Антона Метелькова, — они не загружаются багажом из кумиров, хотя и опираются из прошлого на «нетакистов» (определение возникло из фразы участников литобъединения Ильи Фонякова — «пишем не так, как все») Маковского, Овчинникова, Соколова. Думаю, именно они и создают сегодняшнюю поэзию в чистом виде, а с другой, вместе со всеми другими направлениями, пишут историю литературного Новосибирска.

Группа литераторов объединена еще в одном, весьма условном, направлении. Они активны, принимают участие почти во всех проектах, ни к какому лагерю себя не причисляют — пытаются выделиться на фоне «общей серости и некомпетентности». Но это непросто, ведь как минимум нужно писать лучше, талантливее других. Это «бунт одиночек».

Есть те, кто не хочет видеть себя ни в одном из лагерей. Это непримкнувшая молодежь, которая просто пишет, при этом иногда очень хорошо, им от 15 и до 25-26 лет.

Полюса — это реакция на «рыночные отношения», обычная конкуренция. Организму нужны разные бактерии для жизни. Пройдет лет семь-десять и не будет сегодняшнего, отрицания и неприятия друг друга. 

— Какие проекты выделите?

— Это, конечно, «Белый мамонт», «Поэту по портрету» — просветительская акция Кати Скабардиной, «Книжная Сибирь», «Студия 312», проекты, которые запустили «Сибирские огни»: например, всесибирский семинар молодых писателей, «Дедовские чтения», Центр истории новосибирской книги проводит «Ивановские чтения», городских много интересных литпроектов: например, «Новая книга», словом, все не перечислить. Скажу и о нашем фестивале «Сто небес», который мы посвятили памяти Александра Ивановича Плитченко, моего отца и большого поэта, в апреле 2020 будем проводить его уже в третий раз. Каждый проект по-своему интересен, каждый несет новое, и все по-разному, но в конечном счете работают на консолидацию литературных сил Сибири.

— Как, на ваш взгляд, развивается культура Новосибирска?

— Начнем с того, что культура никому и ничего, по большому счету, не должна, с одной стороны, но с другой — перед культурой как отраслью государство ставит вполне конкретные задачи, подкрепленные бюджетными деньгами. Поэтому есть официальное русло, а есть то, что развивается под влиянием и благодаря общественной жизни. И так всегда было и, наверное, будет. Это не значит, что они друг другу противостоят. Иногда интересы культурного сообщества сталкиваются с экономическими интересами групп. Сейчас на слуху ситуация с домом Янки Дягилевой («МК в Новосибирске» о ней писал). На мой взгляд, надо искать компромисс. Звучали идеи перенести дом, а тогда ведь можно на объекте, который будет возведен, установить мемориальную доску, барельеф, может, памятник, разбить рядом сквер имени Дягилевой. А дом поставить в другом историческом месте, сделать его доступным, открыть музей памяти. То, что Дягилева такой памяти достойна, — для нашего поколения не требует доказательств.

Думаю, что когда культура в Новосибирске только зарождалась, то роль ее была второстепенной, обслуживающей. Но сейчас, когда наш город блистает замечательными культурными именами, культура для Новосибирска далеко не вторична. На днях я принял участие в конференции «Национальные традиционные коллективы как этнокультурный бренд России» благодаря руководителю Кубанского казачьего хора Виктору Захарченко. Маэстро позвонил накануне, подтвердил приезд в Новосибирск: мы поддерживаем постоянную связь. Виктор Гаврилович — автор песенной симфонии на стихи моего отца «Русь от края до края». Мы встретились с Екатериной Ковалевой, директором центра «Евразия» и руководителем Сибирского народного хора. Благодаря им я познакомился не только с энтузиастами, но и профессионалами культуры со всей России. Отношение к культуре в столице Сибири самое серьезное, вдумчивое. Яркое подтверждение тому — Сибирский народный хор, великолепный коллектив, самобытный, каждый участник искренне и полностью отдается работе. Концерт в завершение мероприятия был грандиозным. Основа у нас есть для дальнейшего развития культуры, и прекрасная: талантливые артисты, талантливые руководители, широкая и благодарная аудитория. 

— Ваше отношение к уходу с поста министра культуры НСО Решетникова.

— Для меня это было полной неожиданностью. Безусловно, те скромные планы, которые мы наметили на ближайшие два года, обсуждались с министром и министерством, нашему литературному фестивалю оказывалась поддержка. Как теперь все будет — поживем, увидим. Рано забегать вперед. Время покажет. Игорю Николаевичу благодарен за человечное отношение к людям. Как будет дальше? С годами привыкаешь к тому, что всегда, прежде чем что-то выстраивать, надо присмотреться. Ожидаю, что наш фестиваль будет поддерживаться и новым руководством Министерства культуры, мечтаю, чтобы «Сто небес» стали федеральным проектом, очень хочется получить поддержку не только самого мероприятия, но и межсезонных акций, направленных на развитие литературного творчества в регионе. Например, мы организуем «Поэтический заплыв» — путешествие поэтов по Оби на теплоходе, где будет чтение стихов, обсуждение, творческое общение. Такие встречи очень важны.

— Какова сегодняшняя миссия писателя, и должна ли быть в произведениях сверхзадача?

— Сверхзадача обязательно должна быть — это подразумевает ответственное отношение к своему литературному дару и читателям. Миссия в идеале — нести в мир добро и не быть андерсеновским «кривым зеркалом». Объединять общество на общечеловеческих нравственных принципах. Вообще, люди, которые работают со словом, будь то журналист, писатель, поэт или драматург, любой из тех, кто транслирует посредством устного или написанного слова идеи обществу, несет особую ответственность. Язык, речь, литература — это самое важное, что человечество приобрело, вторая сигнальная система отличает нас от животных. Мы присутствуем при великом таинстве, когда наблюдаем за тем, как зачинается бытие посредством слова. Помните библейское «В начале было слово»? Слово — первое, что материализует нашу идею привнести нечто во вселенную. А для чего нужна литература, как часть искусства, для чего — сама культура? Чтобы человека сделать лучше. Сделать лучше мир, а для этого надо любить и уважать читателя.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 25 сентября 2019

Заголовок в газете: Любить и уважать то, что делают другие

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру