Руководство театра не стало утруждать себя объяснением такого выбора, хотя смысл его понятен: во время новогоднего чеса, когда большая сцена вновь откроется для публики, новинку «пипл схавает». Тем более что театр не собирается останавливаться, якобы планируя к коллекции из «Рубинов» добавить лицензии на все «Драгоценности» великого американского хореографа русско-грузинского происхождения.
Концепция изменилась
«Класс-концерт» — наш «ответ Чемберлену», который был поставлен моим дядей Асафом Мессерером, — говорил на брифинге перед премьерой Михаил Мессерер. — Спектакль был своего рода ответом Большого театра на постановку «Этюдов» датчанина Харальда Ландера, который сам ставил свой спектакль в 1948 году — через сто лет после постановки знаменитого балета «Консерватория» Бурнонвиля».
Танцевальный урок Асафа Мессерера, который по ходу действия выходит за свои рамки, превращаясь в потрясающий спектакль, на новосибирской сцене получился очень удачным. В отличие от других балетов, поставленных Михаилом Мессерером на новосибирской сцене, «Класс-концерт» нафталином не отдает. Такой спектакль может показать только труппа, располагающая большим количеством профессиональных солистов, а также учащихся хореографического училища, чего в Новосибирске оказалось более чем достаточно. Балет, впервые показанный на сцене Метрополитен-опера во время гастролей Большого театра в сентябре 1962 года, оказался озорным и веселым, где нашлось применение почти всем ведущим солистам театра.
Поразительно, но театр даже не попытался объяснить, как этот шедевр оказался в одной оправе с двумя разными одноактными балетами Джорджа Баланчина. Можно было хотя бы написать пару дежурных фраз о том, что сделанная на музыку Чайковского «Тема с вариациями» — наиболее традиционный из балетов, поставленных великим хореографом. Ведь сегодня никто не сомневается, что это прямой наследник Русских имперских балетов с классическими движениями, дающими возможность проявить себя таким парам, как Анастасия Соболева и Виктор Лебедев из Михайловского театра, так и нашим Ольге Гришенковой и Роману Полковникову. Несмотря даже на то, что последнего солиста новосибирцы уже привыкли видеть в брутальных ролях.
Очень органично смотрелись в балете «Рубины» лучшие солисты новосибирского балета — Анна Жарова, Вера Сабанцева, Наталья Ершова, Ксения Захарова, Николай Мальцев и Никита Ксенафонтов. Но само произведение, внешне простое, но очень сложное по исполнению и дыханию, выглядело вырванным из контекста. Примечательно, что педагоги-репетиторы Фонда Баланчина Нилас Мартинс и Диана Уайт, прибывшие в Новосибирск, чтобы проконтролировать постановку «Рубинов» и «Темы с вариациями», предпочли не комментировать скользкую тему концепции всего спектакля. Что в целом объяснимо — Фонд Баланчина получил за лицензию на исполнение балетов приличные деньги, и наверняка рассчитывает получить еще больше. Идут разговоры о том, что театр готов поставить полностью весь спектакль «Драгоценности», куда кроме «Рубинов» входят еще «Изумруды» и «Бриллианты».
Появление в одном вечере хореографии Асафа Мессерера и Джорджа Баланчина Михаил Мессерер также не стал комментировать, но рассыпался в восхищениях в отношении американцев. «Гениальная хореография Баланчина говорит сама за себя, — заметил балетмейстер, наверняка довольный не только гонораром за восстановление «Класс-концерта», но и тем, что может записать себе в портфолио некую причастность к американскому хореографу. — Смотреть ее — огромное удовольствие, а танцевать — грандиознейшая школа. Лично я считаю за честь, что мне пришлось работать с такими выдающимися людьми, представляющими такого великого хореографа».
Крым для Лондона не помеха
Последнюю премьеру 74-го сезона новосибирский театр не случайно назвал «завершением балетного сезона». Труппа танцовщиков действительно прекращает выступления на большой сцене театра и отправляется на гастроли в Венгрию, но показывать «Жизель» будет не на сцене Венгерской оперы, а на фестивале, который проходит на острове Маргит в Будапеште.
Затем последует почти двухнедельная серия спектаклей на исторической сцене Большого театра, где новосибирский балет продемонстрирует «Спящую красавицу» в версии Начо Дуато и новое «Лебединое озеро», три раза показанное в Новосибирске в мае.
Дальнейший гастрольный маршрут не знают даже танцовщики. Говорят, что после триумфа в Москве новосибирский балет ждут в Саратове и, возможно, в Китае. Правда, между ними не исключено выступление в Херсонесе, вызывающее ряд вопросов. Главный из них — может ли нынешнее поколение новосибирских танцовщиков рассчитывать хоть на какую-то поездку в Европу после спектаклей в Крыму? Вопрос действительно интересный, если учесть, что четыре года назад гастрольную поездку в Лондон худрук Владимир Кехман называл главной задачей своей жизни.
Оперная труппа впадает в детство
В это время оперная труппа остается в Новосибирске и на гастроли не поедет. Она будет имитировать работу театра, где для этого ей выдана полная свобода действий. Малая сцена, названная концертным залом имени Зака, де факто становится базовой для оперного искусства и даже, судя по репертуару, опереточного, где есть место не только «Летучей мыши», но и другим произведениям этого жанра.
Новый, 75-й сезон также начнет оперная труппа, поскольку балет еще будет продолжать гастролировать. В октябре уже заявлен мега-проект — опера «Кот в сапогах», которая станет уже четвертым детским спектаклем, всегда гарантирующим полные залы. Правда, по сайту театра непонятно, кем она написана — Цезарем Кюи или каким-то другим композитором. Зато очевидно, еще одной премьерой, которой в следующем сезоне должна удивить оперная труппа, станет «Опера про кашку, кошку и молоко» Сергея Баневича.