Новосибирская опера завершила сезон тремя нестандартными премьерами

13 июня Новосибирский государственный академический театр оперы и балета завершил свой балетный сезон 2018-2019 годов, показав премьеру трех одноактных балетов. Объединенные в один спектакль «Класс-концерт» Асафа Мессерера, «Рубины» и «Тема с вариациями» Джорджа Баланчина, даже очень качественно сделанные, оставили впечатление полной эклектичности. 

Новосибирская опера завершила сезон тремя нестандартными премьерами
Фото Виктора Дмитриева

Руководство театра не стало утруждать себя объяснением такого выбора, хотя смысл его понятен: во время новогоднего чеса, когда большая сцена вновь откроется для публики, новинку «пипл схавает». Тем более что театр не собирается останавливаться, якобы планируя к коллекции из «Рубинов» добавить лицензии на все «Драгоценности» великого американского хореографа русско-грузинского происхождения.

Концепция изменилась

«Класс-концерт» — наш «ответ Чемберлену», который был поставлен моим дядей Асафом Мессерером, — говорил на брифинге перед премьерой Михаил Мессерер. — Спектакль был своего рода ответом Большого театра на постановку «Этюдов» датчанина Харальда Ландера, который сам ставил свой спектакль в 1948 году — через сто лет после постановки знаменитого балета «Консерватория» Бурнонвиля».

Танцевальный урок Асафа Мессерера, который по ходу действия выходит за свои рамки, превращаясь в потрясающий спектакль, на новосибирской сцене получился очень удачным. В отличие от других балетов, поставленных Михаилом Мессерером на новосибирской сцене, «Класс-концерт» нафталином не отдает. Такой спектакль может показать только труппа, располагающая большим количеством профессиональных солистов, а также учащихся хореографического училища, чего в Новосибирске оказалось более чем достаточно. Балет, впервые показанный на сцене Метрополитен-опера во время гастролей Большого театра в сентябре 1962 года, оказался озорным и веселым, где нашлось применение почти всем ведущим солистам театра. 

Поразительно, но театр даже не попытался объяснить, как этот шедевр оказался в одной оправе с двумя разными одноактными балетами Джорджа Баланчина. Можно было хотя бы написать пару дежурных фраз о том, что сделанная на музыку Чайковского «Тема с вариациями» — наиболее традиционный из балетов, поставленных великим хореографом. Ведь сегодня никто не сомневается, что это прямой наследник Русских имперских балетов с классическими движениями, дающими возможность проявить себя таким парам, как Анастасия Соболева и Виктор Лебедев из Михайловского театра, так и нашим Ольге Гришенковой и Роману Полковникову. Несмотря даже на то, что последнего солиста новосибирцы уже привыкли видеть в брутальных ролях.

Очень органично смотрелись в балете «Рубины» лучшие солисты новосибирского балета — Анна Жарова, Вера Сабанцева, Наталья Ершова, Ксения Захарова, Николай Мальцев и Никита Ксенафонтов. Но само произведение, внешне простое, но очень сложное по исполнению и дыханию, выглядело вырванным из контекста. Примечательно, что педагоги-репетиторы Фонда Баланчина Нилас Мартинс и Диана Уайт, прибывшие в Новосибирск, чтобы проконтролировать постановку «Рубинов» и «Темы с вариациями», предпочли не комментировать скользкую тему концепции всего спектакля. Что в целом объяснимо — Фонд Баланчина получил за лицензию на исполнение балетов приличные деньги, и наверняка рассчитывает получить еще больше. Идут разговоры о том, что театр готов поставить полностью весь спектакль «Драгоценности», куда кроме «Рубинов» входят еще «Изумруды» и «Бриллианты».

Появление в одном вечере хореографии Асафа Мессерера и Джорджа Баланчина Михаил Мессерер также не стал комментировать, но рассыпался в восхищениях в отношении американцев. «Гениальная хореография Баланчина говорит сама за себя, — заметил балетмейстер, наверняка довольный не только гонораром за восстановление «Класс-концерта», но и тем, что может записать себе в портфолио некую причастность к американскому хореографу. — Смотреть ее — огромное удовольствие, а танцевать — грандиознейшая школа. Лично я считаю за честь, что мне пришлось работать с такими выдающимися людьми, представляющими такого великого хореографа».

Крым для Лондона не помеха

Последнюю премьеру 74-го сезона новосибирский театр не случайно назвал «завершением балетного сезона». Труппа танцовщиков действительно прекращает выступления на большой сцене театра и отправляется на гастроли в Венгрию, но показывать «Жизель» будет не на сцене Венгерской оперы, а на фестивале, который проходит на острове Маргит в Будапеште. 

Затем последует почти двухнедельная серия спектаклей на исторической сцене Большого театра, где новосибирский балет продемонстрирует «Спящую красавицу» в версии Начо Дуато и новое «Лебединое озеро», три раза показанное в Новосибирске в мае.

Дальнейший гастрольный маршрут не знают даже танцовщики. Говорят, что после триумфа в Москве новосибирский балет ждут в Саратове и, возможно, в Китае. Правда, между ними не исключено выступление в Херсонесе, вызывающее ряд вопросов. Главный из них — может ли нынешнее поколение новосибирских танцовщиков рассчитывать хоть на какую-то поездку в Европу после спектаклей в Крыму? Вопрос действительно интересный, если учесть, что четыре года назад гастрольную поездку в Лондон худрук Владимир Кехман называл главной задачей своей жизни.

Оперная труппа впадает в детство

В это время оперная труппа остается в Новосибирске и на гастроли не поедет. Она будет имитировать работу театра, где для этого ей выдана полная свобода действий. Малая сцена, названная концертным залом имени Зака, де факто становится базовой для оперного искусства и даже, судя по репертуару, опереточного, где есть место не только «Летучей мыши», но и другим произведениям этого жанра. 

Новый, 75-й сезон также начнет оперная труппа, поскольку балет еще будет продолжать гастролировать. В октябре уже заявлен мега-проект — опера «Кот в сапогах», которая станет уже четвертым детским спектаклем, всегда гарантирующим полные залы. Правда, по сайту театра непонятно, кем она написана — Цезарем Кюи или каким-то другим композитором. Зато очевидно, еще одной премьерой, которой в следующем сезоне должна удивить оперная труппа, станет «Опера про кашку, кошку и молоко» Сергея Баневича.
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 19 июня 2019

Заголовок в газете: «Рубины» для диктатуры лицензиата

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру