В Новосибирске состоялась «Неделя «Живой классики»

Школьники начали готовиться к Международному конкурсу юных чтецов

28.11.2018 в 10:02, просмотров: 422
В Новосибирске состоялась «Неделя «Живой классики»
На конкурсе юных чтецов «Живая классика» дети и подростки с выражением декламируют отрывки из любимой прозы. Фото автора

На прошлой неделе в Новосибирске уже во второй раз состоялась акция «Неделя «Живой классики» — семидневный литературный марафон подготовки к международному конкурсу юных чтецов «Живая классика». Сегодня это самый масштабный литературный проект в России, который привлек более 2,5 млн участников из 80 стран мира. Всего же за последние восемь лет в нем поучаствовали более 10 млн школьников. Финал этого конкурса проходит в детском центре «Артек», а суперфинал — на Красной площади.

Конкурс читателей

Традиция проводить перед Всероссийским конкурсом юных чтецов литературные марафоны на уровне школ, районов, и регионов — совсем новая, но вызывает у детей интерес. Чтобы в этом убедиться, корреспондент «МК» в Новосибирске» побывал в образовательном центре «Горностай», где второй «Неделе «Живой классики» посвятили большое торжественное собрание в актовом зале.

Задача недельной литературной акции — пробудить у детей и подростков интерес к чтению, показать им, что книга — это интересно, а также подготовить школьников к конкурсу «Живая классика», на котором они смогут ярко и в лицах продекламировать небольшой отрывок из своей любимой книги. В конкурсе несколько туров — классный (1-15 февраля 2019 г.), школьный, районный, региональный, всероссийский финал (1-20 мая 2019 г.) и суперфинал (3-6 июня 2019 г.).

Хотя учителя и организаторы не скрывают, что хотели бы слышать, как дети читают русскую классическую литературу, юные чтецы могут выбрать прозаические книги современных российских или даже зарубежных авторов. Задача чтеца — заставить членов жюри задуматься над историей и эмоционально вовлечь их — рассмешить или растрогать. Важно также четко произносить слова и грамотно расставлять ударения.

— «Неделю «Живой классики» придумали, чтобы библиотекари помогли найти книги для выступления участникам конкурса, живущим в таких местах, где нет ни книжного магазина, ни интернета, — рассказала президент фонда «Живая классика» Марина Смирнова. — Но акция быстро вовлекла и библиотеки больших городов, и школьные библиотеки. Сейчас идея заключается в том, чтобы привести в библиотеки читателей и помочь каждому подростку найти ту самую книгу, которая будет интересна именно ему.

В нынешнем году у участников «Живой классики» из некоторых регионов будет редкая возможность поступить в Российский институт театрального искусства (ГИТИС) по льготной системе. В какие именно регионы придут преподаватели ГИТИСа, дети решат сами при помощи онлайн-голосования. В каком регионе проголосует больше ребят — тот и победил. Впрочем, подчеркивают организаторы, конкурс чтецов не должен превращаться в конкурс актеров.

— «Живая классика» — это конкурс читателей. Будет хорошо, если для выступления на конкурсе вы выберете свое любимое произведение, которое как-то повлияло на вашу жизнь, или найдете героя, похожего на вас, — советуют школьникам организаторы конкурса. — Но действительно важно — чтобы вы выбрали книгу, которой вам действительно будет интересно поделиться с вашими зрителями.

Чтобы стать участником конкурса, необходимо зарегистрироваться на youngreaders.ru. Выбрать произведение для конкурса могут помочь учителя литературы.

Интерес возвращается

Директор образовательного центра «Горностай», депутат Совета депутатов города Новосибирска Ирина Путинцева рассказала, что в последнее время растущий интерес к чтению и использование современных цифровых медийных технологий вывело библиотечное дело на новый уровень.

Сегодня библиотеки могут общаться с молодым поколением через интернет и активно участвуют в проекте «Живая классика».

— Мы, россияне, люди соборные — и нам очень важно делать все в коллективах, даже читать. И сегодня этот коллективный подход очень актуален. Наше общество попробовало жить без него — и это оказалось нам не очень интересно. Мы все время находимся в конкурентной среде, сравниваем свои результаты с достижениями других людей — какой балл получил, в каком конкурсе поучаствовал. И такой подход действительно дает возможность мотивировать детей начать читать, — рассказала Ирина Германовна. — Конечно, самые активные, младшие школьники все равно читают, любят настоящую книгу. Старшие поневоле берут в библиотеках книги, потому что есть программная литература. Может быть, читать классику приучены не все, но многие читают современную литературу.

Как рассказала депутат Ирина Путинцева, современные дети тоже начинают испытывать влечение ко всему, что связано с книгами. Это было заметно во время цикла встреч с писателями и журналистами, который проходил в гимназии в рамках одного из проектов.

— Мы видим, как охотно откликаются на эти встречи дети. Когда в комнате сидят живой Дмитрий Емец (писатель-фантаст. — Прим. ред.) или детская писательница Катя Оковитая, которые рассказывают, как писали свои книги, — это вызывает у детей неподдельный интерес, — говорит Ирина Германовна. — На таких встречах школьники понимают, что поэт или писатель — это живая профессия, ее представители есть и сейчас, а сама она не утратила своего значения.

Как полагает депутат Ирина Путинцева, учитель русского языка, очень важно, что в «Живой классике» можно и нужно читать прозаические произведения. Хотя декламировать прозу и сложнее, она помогает отработать навыки построения публичного произведения, считает педагог.

— Мы бесконечно благодарны, что нам дали возможность познакомиться с конкурсом «Живая классика», и мы его дальше реализуем. Думаю, нужно делиться этим с другими образовательными учреждениями, потому что это повод объединиться на почве литературы — современной или классической, отечественной или зарубежной — не важно. Повод поговорить о том, что мы читали и читаем, — резюмировала Ирина Германовна.