Елена Бахарева: У нас нет не главных направлений

Всего в Новосибирской области 140 видов социальной поддержки, правительству региона удалось сохранить их в полном объеме

Новосибирская область — один из самых развитых в России регионов по оказанию социальной поддержки различным группам населения. В настоящее время те или иные формы адресной социальной поддержки в Новосибирской области получают 870 тысяч человек, то есть почти каждый третий житель региона.

Всего в Новосибирской области 140 видов социальной поддержки, правительству региона удалось сохранить их в полном объеме

Всего в области 140 видов социальной поддержки, и несмотря на экономические трудности, правительству региона удалось сохранить их в полном объеме. Сегодня на вопросы корреспондента «МК в Новосибирске» отвечает исполняющая обязанности министра социального развития правительства Новосибирской области Елена Бахарева.

— Елена Викторовна, как удается организовывать четкую и слаженную работу всех направлений социальной службы и несмотря на трудные годы не только сохранить, но и преумножить количество видов помощи населению?

— В этом нам помогает понимание того, для чего мы как министерство созданы. Наша задача — не просто производить какие-то выплаты и какую-то материальную помощь людям оказывать, наша задача — видеть проблему гораздо шире, увидеть, что человеку нужно, какая у него есть потребность или трудная жизненная ситуация, и в этот момент подставить ему плечо. В виде материальной ли помощи либо другим каким-то способом. Говоря о тех 140 видах помощи, которые, несмотря на экономические трудности, нам удалось сохранить, заявляю, что при множестве обсуждений ни разу не возник вопрос о том, чтобы что-то отменить. Мы понимаем, что необходимо сохранить все виды поддержки во что бы то ни стало. Нам легко работать, зная, что именно такое же понимание есть и у губернатора Новосибирской области Владимира Филипповича Городецкого. Трудности в экономике возникают постоянно, но при этом люди не должны потерять то, что им дает государство. Безусловно, нагрузка на бюджет очень большая, но, к чести обеих ветвей власти нашего региона, и у правительства, и у депутатов Законодательного собрания есть понимание необходимости сохранить все достигнутое и наработанное за эти годы.

— Что, по вашему мнению, самое главное в работе социальной службы?

— У нас нет не главных направлений. Чего ни коснись, все главное и первостепенное. Взять хотя бы такое направление, как поддержка многодетных семей. По сути дела, своей работой на территории Новосибирской области мы формируем семейную политику. Мы имеем возможность существенно влиять на демографическую политику региона. Ведь за счет тех мер поддержки, которые существуют и которые сохранены в полном объеме, нам удается сохранять и положительные тенденции по демографии. Несмотря на происходящие вокруг негативные процессы, у нас идет рост рождаемости. Очень существенную роль сыграла самая финансово-емкая мера поддержки, это выплаты в размере прожиточного минимума на третьего и последующих детей. В прошлом году в бюджете области только на нее было заложено 2 млрд рублей. Эта выплата дает людям уверенность в завтрашнем дне, и если у семейных пар есть понимание того, что они могут и хотят быть многодетной семьей, они знают, что даже если мама в период, пока дети маленькие, работать не будет, у них будет возможность и кормить, и одевать своих детей. Потому что 10 тысяч рублей — это очень существенная постоянная поддержка.

У нас в свое время был разработан закон о дополнительных мерах поддержки для многодетных семей. Он включает целый комплекс мер, и все они направлены на создание у человека ощущения стабильности, определенной защищенности. То есть государство защищает семью от тех условий, в которых она находится. Очень многие семьи, имеющие пять и более детей, обращаются к нам за помощью в улучшении жилищных условий. И мы выплачиваем по 100 тыс. рублей на ремонт. Эти деньги можно потратить либо на ремонт имеющегося дома, либо на строительство, приобретение материалов. Это на усмотрение семьи, они сами решат, что им нужнее. Это очень востребованная помощь. Если взять материнский капитал плюс выплаты, которые получают семьи, плюс 100 тысяч — в результате получается приличная сумма, которую семья тратит на улучшение жилищных условий.

— Получается, что решение демографических проблем тоже на плечах Министерства социального развития?

— Демография — понятие очень сложное, обычное его восприятие — рождаемость и смертность, а на самом деле это вообще мироощущение людей на определенной территории проживания. За счет этих мер поддержки в области поддерживается положительная динамика по рождаемости, очень серьезный положительный момент — рост продолжительности жизни. Не считаться с этим фактором нельзя. Здесь также не только и не столько нужны финансовые меры поддержки, хотя и без них нельзя, человеку в пожилом возрасте требуются внимание, забота, какое-то участие и опека. Поэтому если на обслуживании есть пожилые люди, каждый социальный работник знает, что это не просто механическая работа по дому опекаемого (принести продукты или вымыть окно), это еще и общение. Пообщаться, спросить о настроении, о том, что тревожит пожилого человека, это так же важно, как и просто оказание какой-то физической помощи. Людям порой нужно просто пообщаться.

— Для проживающих отдельно это, несомненно, очень важный момент. Но ведь много пожилых людей проживают в домах престарелых, интернатах, где нет дефицита общения. Но ведь попадают они туда отнюдь не от желания жить в коллективе?

— Очень важный момент в том, что человек может рассчитывать при необходимости быть помещенным в стационарное учреждение. Для этого не нужно ждать годами. На самом деле, к сожалению, растет количество людей, страдающих психическими расстройствами. В старшем возрасте это заметно, ощутимо, и не всегда семья готова и может себе позволить качественный уход за человеком. Осуждать проще — сказать, что вы должны, и все. Поэтому, если у семьи есть такая потребность, безусловно, мы эту проблему решаем. Бывает, обращаются соседи одиноких людей, обеспокоенные их состоянием. Иногда возникает необходимость помещать их в стационар. Хотя сейчас мы ставим некоторый акцент на нестационарные формы помощи, в том числе это и приемные семьи для пожилых. Новая форма делает еще только первые шаги. Пока мы еще только формируем это поле, я думаю, что оно тоже даст хороший результат. Расширяем формы надомного обслуживания, чтобы человек все-таки жил в своих привычных условиях.

— Как формируется запрос на те или иные виды помощи?

— Времена меняются, меняются и люди. И сейчас даже пожилые граждане очень информированы. Это уже не те люди, которые 20-30 лет назад, дожив до пенсионного возраста, считали, что жизнь прожита, и потихоньку копались в огороде. Сегодня это люди, которые хотят продолжать активную жизнь до самого преклонного возраста. Соответственно, меняются и их запросы. Уже недостаточно социального работника для удовлетворения каких-то насущных нужд, необходимы общение, совместный досуг, какие-то занятия по интересам. К примеру, в прошлом году мы активно включились в работу по повышению компьютерной грамотности людей старшего возраста. Провели общероссийский чемпионат по компьютерному многоборью, оказалось, что многие пожилые люди настолько «продвинутые» пользователи ПК, настолько свободно общаются в интернет-пространстве, что можно только позавидовать. То есть расширяются социальные связи, соответственно, жизненные запросы не ограничиваются скамейкой, социальным работником и пенсией раз в месяц. Это совершенно другие потребности — люди хотят отдыхать, заниматься туризмом, получать новые знания. Так же, как меняются и потребности семей, которые воспитывают детей. Люди хотят дать достойное образование своим детям, поэтому материнский капитал все чаще направляется на образование детей. В прошлом году многодетные родители и депутаты инициировали положение, позволяющее областной семейный капитал направлять на приобретение сельскохозяйственной техники. Люди хотят развивать свое хозяйство, приобщать к этой работе своих детей.

—В этом году КСП области проводит проверку реализации программы «Доступная среда». Когда это будет происходить?

— Эта проверка будет проводиться в течение года и уже определенными этапами проходит по разным направлениям. Министерство является уполномоченным органом по организации взаимодействия всех ведомств в рамках реализации  Конвенции по правам инвалидов и реализации программных моментов по формированию доступной среды на территории региона, созданию доступной среды. Могу сказать, что это понятие более широкое, чем просто обустройство пандусов и поручней. Это возможность получить человеку услуги там, где он желает, пользоваться тем торговым объектом, каким ему нравится. Эта проверка идет. Мы со своей стороны тоже работаем в этом направлении, так как являемся координаторами работы по формированию доступной среды в Новосибирской области. Когда в прошлом году мы активно эту тему поднимали и меняли многие моменты в региональном законодательстве, не все нас сразу поняли. Тем не менее за 2016 год удалось существенно в этом плане продвинуться. Мы законодательно закрепили обязанность каждого предприятия, работающего в своей сфере, создать возможность получения услуг для маломобильных групп населения. Каковы будут результаты проверки, покажет время, но мы уверены, что в этом направлении продвинулись очень серьезно. Однако сделать предстоит гораздо больше, чем сделали.

— Параллельно идет работа общественного совета Минсоцразвития области по независимой оценке качества работы?

— Да, но это совершенно независимые друг от друга вещи. При министерстве создан общественный совет, куда вошли самые авторитетные руководители общественных организаций, у которых есть хороший опыт работы и оператор, выигравший на конкурсе право проведения этих работ. В течение прошлого года они посетили многие наши стационарные учреждения, проверили его по многим критериям, составили рейтинг учреждений. В этом году эта большая работа будет полностью завершена. Серьезных нарушений в ходе проверок выявлено не было. Потому что работа этих учреждений по созданию нормальных бытовых условий началась не вчера и не позавчера. За один год такую работу не сделаешь, потому что нужны существенные капитальные вложения. Обустройство мест, где люди проживают, где люди питаются, где отдыхают, — это плановая, пошаговая работа. Человеку должно быть комфортно. Ремонт помещений, который делается сейчас, идет с соблюдением всех самых современных норм по обеспечению доступности, а самое главное — безопасности. Применяются самые современные технические средства, позволяющие контролировать ситуацию по безопасности. В этом плане на руководителе лежит огромная ответственность. И только после этого создание нормального бытового удобства, как то: пол с подогревом, чтобы на него можно было встать и босыми ногами, создание мест, где человек мог бы побыть один. Ведь человек нуждается не только в обществе, бывает время, что хочется побыть в полном одиночестве. Зимние сады, бассейны, небольшие огородики, где можно было бы покопаться в земле, посадить цветы или… морковку. И самое главное — никогда не забывать о мелочах, потому что подчас именно они формируют представление о большом и важном деле. И не будь их, это большое и важное так и останется незаконченным и недоделанным.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру