Рейтинг Новосибирска — «Стабильный»
Уходящий год характеризуется обострившейся экономической ситуацией, причины которой исходят как от ухудшения международных политических и экономических отношений, так и от внутрирегиональных, связанных с уменьшением налоговых сборов и перераспределением части бюджетных поступлений в пользу региональной казны.
По словам мэра, перед этими трудностями городская исполнительная и представительная власти объединяют свои усилия на поиски резервов для привлечения средств в городской бюджет и оптимизацию работы управляющих структур. Уже имеются весьма значительные результаты, которые с наращиванием усилий в этом направлении будут только увеличиваться.
Главным инструментом работы в этом направлении является своеобразный аудит, ревизия предыдущей деятельности. По словам мэра, частью этой работы стало формирование новой команды. Упростилась организационно-штатная структура: вместо девяти заместителей мэра теперь всего пять, кадровый состав руководителей высшего звена обновился на 25%. В целом руководящий аппарат — это грамотные специалисты, способные решать сложные управленческие задачи.
Одно из направлений привлечения средств в городской бюджет — тщательное изучение возможностей по использованию городского имущества и земли. Так, в этом году план доходов, первоначально установленный в размере 4 318,8 млн руб., был увеличен на 18% и составил 5 181,7 млн руб. И возможности эти до конца не исчерпаны. Увеличить доходы удалось за счет роста эффективности использования муниципального имущества и городских земель, реализации мер по обеспечению полноты поступлений доходов в городской бюджет, а также за счет работы по снижению дебиторской задолженности по аренде за муниципальное имущество и земельные участки, в том числе и за счет усиления претензионно-исковой работы.
За счет изменения в аукционной документации ряд объектов недвижимости был реализован по ценам в два и более раз превышающим цену этих активов. Так, от реализации объектов ПАТП-8 в бюджет поступило 440 млн рублей.
Кроме того, в результате работы комиссии по ликвидации накопившейся задолженности за аренду земли доходы бюджета ежемесячно возрастают почти на 50 млн рублей. В результате в бюджет города уже дополнительно поступило почти 500 млн рублей. В тоже время взыскана пока только четверть долга (на 1 июля он превышал 2 млрд рублей), поэтому работа по повышению эффективности использования городского имущества и ликвидации задолженности за аренду земли будет продолжена.
В целом мэр определяет бюджет текущего года и параметры бюджета на 2015 год как бюджеты развития. Несмотря на недополучение 10% налогов на доходы физических лиц, что составляет 4,8 млрд рублей, расходы на социально значимых направлениях сокращаться не будут. Сохраняются объемы выделенных средств по статье «Образование», не предусматривается экономить в финансировании социальной сферы и жизнеобеспечении города. Один из приоритетов будущего года — строительство детских дошкольных учреждений. На три последующих года с учетом софинансирования из регионального и федерального бюджетов запланировано 2,3 млрд рублей. В 2014 году международное рейтинговое агентство «Standard&Poor’s» дважды, в апреле и в октябре, подтвердило рейтинг городу Новосибирску на уровне BB+, прогноз изменения рейтинга «Стабильный».
— Несмотря на все трудности, у нас есть и другие ресурсы для развития, — заявил Анатолий Локоть. — Это связано и с высоким образовательным уровнем жителей города, его уникальным человеческим потенциалом, независимой от сырьевого сектора диверсифицированной экономикой, и с наличием заводов, способных успешно включиться в борьбу за оборонный заказ, который в следующем году существенно вырастет. Будет госзаказ — будут новые рабочие места и стабильные поступления в бюджет от НДФЛ.
На пути модернизации
В отчете отмечен целый ряд проблем, которые в полный рост встанут на пути модернизации промышленных предприятий города, начиная от износа основных фондов до нехватки квалифицированных кадров и в первую очередь рабочих-станочников, подготовка которых в последние годы сошла на нет. Тем не менее предприятия начинают оживать, и подготовка квалифицированных работников становится задачей номер один. В городе более 250 крупных и средних предприятий промышленности, на которых занят каждый пятый работник. Предприятия промышленности — это 85,6 тысяч рабочих мест. По итогам 10 месяцев текущего года в этом секторе отмечена положительная динамика развития. Крупные и средние предприятия произвели продукции на 168,8 млрд рублей, что на 2,8% больше (в действующих ценах), чем за десять месяцев прошлого года.
Отмечается прирост производства транспортных средств и оборудования — на 17,8%, обработка древесины и производство из древесины приросло на 16%, рост в текстильном и швейном производстве составил 10,6%, в химическом — 9,6%.
Неделю назад мэр Новосибирска участвовал в церемонии отправки в места несения боевой службы, уже третьей за последнее время, партии фронтовых бомбардировщиков СУ-34. С появлением гособоронзаказа авиастроительный завод им. Чкалова в короткие сроки развернул производство нужных армии боевых машин.
— Стоит особо отметить потенциал оборонной отрасли Новосибирска. Этот вопрос я и обсуждал с Дмитрием Рогозиным. Вице-премьер будет лично держать на контроле ряд программ на оборонных предприятиях города и обратит внимание на возможность размещения перспективных заказов на наших промплощадках. Рогозин знаком с работой наших предприятий и будет лично контролировать программы на Чкаловском заводе и ряд программ по радиоэлектронному кластеру, — поделился результатами одной из встреч с оборонным вице-премьером Анатолий Локоть.
Перспективным в промышленной политике города является реконструкция и реиндустриализация старых промышленных зон. Стоит задача привлечь на эти площадки инвесторов, которые нуждаются в расширении своих производств. Специально создаваемые рабочие группы уже решают эти вопросы, и результаты работы можно будет увидеть в ближайшее время.
Мэрия активно способствует развитию и продвижению научно-производственных объединений — кластеров со своей уникальной продукцией. Среди них кластер микроэлектроники, который формируется благодаря научным разработкам институтов СО РАН. В кластер входят ОАО «НПП «Восток», ОАО «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ», завод радиодеталей «Оксид». Работа ведется в рамках федеральной программы создания отечественной электронно-компонентной базы микро- и радиоэлектроники. При участии мэрии создан «Сибирский научно-производственный комплекс техники ночного видения». Это одно из первых в стране объединений предприятий оборонного комплекса. В него вошли завод полупроводниковых приборов, заводы «Экран» и «Катод», Сибирский НИИ измерительных оптических систем, приборостроительный завод. Эти предприятия со своим научным потенциалом и испытательными лабораториями способны полностью заместить импортную составляющую в создании оборонительных комплексов всех видов и назначения.
Лидер в строительстве
Очень подробно в своем отчете мэр остановился на строительной отрасли, в которой годами копились нерешенные проблемы.
— Моя принципиальная позиция — город должен уходить от «точечной застройки» к грамотному комплексному развитию территорий, — сказал руководитель муниципалитета. — Уже сейчас общий объем ввода жилья на площадках комплексного освоения ежегодно дает 40-50% от общего объема вводимого жилья. На территории города ведется застройка порядка 20 комплексных площадок.
Но без развития застроенных территорий нам тоже не обойтись, ведь у нас накопился большой объем ветхого и аварийного жилья. В уходящем году новоселами стали 579 семей из таких домов! Конечно, нам хотелось бы, чтобы эта цифра была больше. Силами городского бюджета делаем все возможное, большую помощь оказывает федеральный бюджет. В этом году из всех бюджетных источников на расселение граждан из ветхого и аварийного жилья в Новосибирске направлено 1,3 млрд руб.
По словам Анатолия Локтя, пересматривая политику в сфере строительства, главная задача муниципалитета в том, чтобы сделать эти процессы более прозрачными. Для этого изменен порядок проведения публичных слушаний. Зная о предполагаемом строительстве, затрагивающем интересы горожан, им проще отстаивать свою позицию на первоначальном этапе, а не тогда, когда дома вырастают до 17-го этажа.
Мэр потребовал от застройщиков активного участия в развитии инфраструктуры, как при комплексной застройке территорий, так и на отдельных участках уже существующего фонда. На особом контроле проблемы обманутых дольщиков: на проблемные объекты привлекаются инвесторы, проводятся конкурсы по бесплатному выделению земельных участков взамен на обязательства по достройке таких домов, для снижения финансовой нагрузки на дольщиков из городского бюджета выделяются субсидии.
В то же время Новосибирск лидирует по объемам ввода жилья в сравнении не только с крупными городами соседних регионов, но и в целом с городами-миллионниками. Новосибирск миллионную планку перешагнул уже в ноябре — за 11 месяцев введено 1,123 млн кв. м, из них 95 — многоэтажные дома. Запланированные по итогам 2014 года объемы в 1,2 млн кв. м жилья будут обеспечены, в то время как в 2013-м было введено 1,18 млн кв. м.
При этом темп сдачи объектов по году более равномерный, чем в прошлые годы. Так, за аналогичный период в 2013 году было введено 773,6 тыс. кв. м, таким образом рост составляет около 40%. Планомерный ввод домов защищает новоселов от недоделок авральной сдачи в конце года. Если в прошлом году в городе в сфере малоэтажного строительства за 11 месяцев был сдан только один дом, то в этом — 19 домов. В индивидуальном строительстве также существенный прирост по числу частных домов.
— Конечно, мы живем в непростых условиях, но все-таки принятый в первом чтении бюджет позволяет городу развиваться. Новосибирск — экономически сильный город, мы должны обеспечить условия для его развития, как исполнением сбалансированного бюджета, так и поиском дополнительных ресурсов. Это возможно, особенно при условии, что у нас есть самый ценный ресурс власти, ресурс доверия новосибирцев.
Отвечая на вопросы журналистов, мэр Анатолий Локоть подробно останавливался на развитии транспортной инфраструктуры, развитии социальной сферы, зимней уборке городских магистралей и улиц, а также на ряде других вопросов.