Стоит ли паковать чемоданы?

Все больше новосибирцев отдают предпочтение отдыху на дачном участке

Что происходит в турбизнесе? В июле-августе этот вопрос не взволновал разве что тяжелых на подъем отпускников и любителей активного «отдыха» на подсобном участке.

Все больше новосибирцев отдают предпочтение отдыху на дачном участке

Прозвучавшие за неполный месяц сообщения о банкротстве пяти (!) крупных российских туроператоров, отказавшихся от своих обязательств перед клиентами, заставили многих соотечественников пересмотреть свои планы на лето. Информация о непростых отношениях нашей страны с внешним миром также породила немало версий в пользу дачного отдыха, развеять или подтвердить которые согласился член правления Новосибирской ассоциации туристических организаций Игорь СОЛОВЬЕВ.

Так стоит ли распаковывать чемоданы? На этот счет Игорь Соловьев высказывается очень осторожно. По его словам, конец 2013-го и начало 2014 года можно назвать действительно непростым периодом для туристического бизнеса, и все эксперты, отслеживающие изменения в этой сфере, уже успели признать, что он был даже хуже кризисного 2008-го. Главная причина — в несоответствии спроса и предложения. Путевок, в том числе «горящих», по самым недорогим ценам, много. Но их, к сожалению, мало покупают.

— То есть все по Марксу, — отмечает Игорь Соловьев. — Почему люди перестали брать путевки в тех объемах, которые запланировали туроператоры? Причин много. Их можно разделить на блоки: экономический и политический. Начнем с того, что этой весной, когда проходили акции раннего бронирования, у нас начались пертурбации с курсами доллара и евро. А когда падает национальная валюта, люди в любой стране думают о чем угодно, только не о поездках. Они пытаются сохранить свои вложения. Эти акции провалились. Потом добавили негатива события, связанные с Украиной. После телесюжетов о реакции на происходящее со стороны США и ЕС люди стали задумываться, а как же к ним лично будут относиться в Германии, Англии… Не будет ли ограничений в плане выдачи виз? Опасения оказались напрасными, но тем не менее слухи сделали свое дело.

Негативная информация о компаниях, отказавшихся исполнять свои обязательства перед соотечественниками, тоже сыграла на понижение спроса.

— Нельзя не заметить, — считает Игорь Соловьев, — что Министерство иностранных дел подлило масла в огонь, предложив хорошенько подумать, прежде чем отправляться в страну, с которой у США есть соглашение о выдаче людей, постоянно пополняющих «черный» список. Клиентская база турагентств существенно сократилась, поскольку из нее пришлось вычеркнуть представителей силовых структур. Их оказалось очень много — это армия, полиция, ФСБ... Российское правительство подняло им зарплату, тем самым причислив к среднему классу. Но руководство на местах где-то мягко намекнуло, а где-то впрямую не рекомендовало им выезжать в Европу и США.

Спад экономики, отмечающийся в стране, также не способствуют путешествиям.

— По нашим наблюдениям, люди сейчас берут кредиты чаще всего не для того, чтобы совершать турне, а чтобы рефинансировать свои старые долги, — замечает Игорь Соловьев. — Мы предоставляем услуги далеко не первой необходимости. Есть, пить, одеваться человек будет в любом случае. А в пиковой ситуации, в ущерб отдыху, куда больше прежнего работать и зарабатывать на призрачную перспективу. И вместо мехов и бриллиантов покупать только самые нужные в хозяйстве вещи.

Ответные санкции России, озвученные на днях председателем Правительства Дмитрием Медведевым, уже дали понять украинским перевозчикам, что отныне транзит через территорию РФ им будет запрещен. А президент Владимир Путин в своем недавнем выступлении даже пообещал расширить «черный коридор» путем включения в него целого ряда европейских авиакомпаний, которым теперь придется изобретать новые маршруты. Предполагается, что это вызовет дополнительные расходы, которые в конечном итоге будут включены в себестоимость билетов.

Некоторые эксперты рынка уже начали сомневаться, не окажется ли заодно «в пролете» и российский туристический бизнес. Во времена «холодной» войны «за кордон» ездили только избранные. А всех прочих реклама призывала «отдыхать на курортах Крыма». Теперь главной преградой на пути к заокеанским пляжам для рядовых граждан, далеких от войн и большой политики, может стать увеличение расходов на поездку. Ведь по логике вещей наши туристы путешествуют не пешком, а пользуются услугами авиакомпаний, в том числе и западных. Но Игорь Соловьев опроверг эти слухи:

— У нас и со своими компаниями хлопот хватает. Для сибиряков в турпакете транспортные перевозки составляют 70-80 процентов, в какую бы сторону они ни направлялись, что на юг, что на восток, что на запад. До всех более-менее известных и востребованных мест отдыха лету в среднем 6 часов. Если у нас сегодня билеты на рейс Новосибирск-Симферо-поль-Новосибирск стоят 46 тысяч рублей, то о каком развитии бизнеса в этом туристическом направлении, обещанном государством, может идти речь? А западные компании живут по законам рыночной экономики. Конкуренция среди перевозчиков достаточно высокая, и если они и решатся повышать цены на билеты, то очень осторожно, чтобы не потерять клиентов.

По наблюдениям Игоря Соловьева, по-прежнему популярными остаются поездки в Турцию и Таиланд. Путевки в эти страны востребованы на 50 с лишним процентов. Если говорить о Европе, то потребительский спрос на Испанию, Прагу и Италию упал до 13 процентов. И, к счастью, пока остается на этом уровне. Но насколько долго он продержится на этих шатких позициях, зависит в том числе и от доверия к российским туроператорам.

Этим летом в России за короткий срок объявили себя несостоятельными сразу пять крупных операторов. По их вине пострадали тысячи людей. Не раз сотрудники российских посольств в странах, в которых наблюдались стихийные бедствия и не менее разрушительные и опасные для жизни и здоровья людей революции, отмечали, что некоторые российские туристы, которым осталось догулять на чужбине два-три дня, категорически отказывались прерывать свой отпуск. Они загорали на развалинах отелей и жалели, что нельзя купаться в цунами. Но экстремалов у нас, по счастью, много меньше, чем любителей спокойного отдыха. И рядовых путешественников совсем не привлекает перспектива бомжевать за рубежом. С маленькими детьми. Без денег на еду и звонок консулу. Переживать унизительное выселение из номеров из-за того, что туроператор не смог перевести средства на счет «принимающей стороны». В общей сумме компенсация за испорченный отдых клиентам «сгоревших» турфирм составила от 10 до 30 процентов, поскольку мизерные страховки не смогли покрыть все долги операторов.

Комментируя эту ситуацию, Игорь Соловьев ответил, что «прежде чем отправляться в путешествие, нужно поинтересоваться финансовым состоянием турфирмы и стажем работы на рынке». Но и это, как показали последние события, не служит полной гарантией безмятежного отдыха, поскольку рядовому обывателю порой трудно с первого раза распознать все риски поездки. Баланс предприятия, как это было с «Полярной звездой», к моменту распродажи путевок показывал резкий минус, но его рядовые менеджеры продолжали рекламировать услуги.

По информации Игоря Соловьева, в Новосибирской области число туристических фирм остается неизменным. Работают, но с меньшим энтузиазмом, операторы-долгожители, а на смену прогоревшим однодневкам тут же приходят новые. Возможно, тоже не слишком надежные. И в этой ситуации собственный дачный участок кажется чуть ли не единственным спокойным островком, подходящим для семейного отдыха.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру