На днях при очередной проверке документов на трассе инспектор ГИБДД дружелюбно посоветовал: «Убирайте все это, не пройдете техосмотр. Когда еще мы проводили, то закрывали на всю эту дребедень глаза, а теперь — новые правила, все заставят убрать».
Заглянув в Закон о прохождении технического осмотра, я убедилась, что госавтоинспектор был любезен не без причин: новые правила гласят, что с 1 января 2012 года на ТО авто должно приезжать в своем первозданном виде — в таком, в каком сошло с конвейера. Но это мелочь в сравнении с остальными изменениями.
Основное — саму процедуру техосмотра государство решило забрать у ГИБДД и отдать на откуп коммерсантам. Теперь ТО автовладельцы смогут пройти у любого оператора технического осмотра, получившего аккредитацию в профессиональных объединениях страховщиков. По новому закону талон ТО теперь не обязательно предъявлять инспектору ГИБДД, ему достаточно будет увидеть ваш страховой полис ОСАГО. Кстати, купить этот полис без действующего талона ТО автовладельцу будет невозможно, гласит закон. И заключить договор ОСАГО отныне можно лишь по предъявлении талона техосмотра, срок действия которого должен заканчиваться не раньше чем через полгода с момента обращения к страховщику. В случае просрочки автовладельцу придется заново проходить техосмотр и получать талон.
С января 2012 года началась активная аккредитация коммерческих операторов техосмотра, страховщики будут обеспечивать спецталонами предпринимателей, получивших от компании право на проведение ТО, заодно на них ложится полный контроль за деятельностью операторов ТО. Не стоит беспокоиться о ТО владельцам, возраст авто которых менее 3 лет. Владельцам автомобилей, срок эксплуатации которых от 3 до 7 лет, придется проходить техосмотр раз в 2 года, более старым — еще чаще, раз в полгода. Также каждые полгода будут проходить техосмотр пассажирские автобусы, маршрутки и такси. Грузовики свыше 3 тонн и спецтранспорт — раз в год. Что касается стоимости техосмотра ныне, то в Новосибирске утверждены самые низкие по России цены. Максимальная цена осмотра легкового автомобиля составит 394 руб., техосмотр грузового автомобиля выйдет не дороже 420, 827 или 893 руб. в зависимости от полной массы транспортного средства: до 3,5 тонн, от 3,5 до 12 тонн и более 12 тонн соответственно. Плата за техосмотр автобусов с полной массой до 5 тонн утверждена в 709 руб., свыше 5 тонн — 854 руб. Техосмотр мотоциклов и мотороллеров будет стоить не более 131 руб.
Если верить нововведениям, то процедура техосмотра полностью станет коммерческой с января 2014 года. Пока же, в ближайшие два года, автовладельцам еще можно покапризничать и самим сделать выбор, где им проходить техосмотр: в государственных пунктах ТО под присмотром сотрудников ГИБДД или у частных операторов. Как утверждают власти, потребность в кардинальном изменении процедуры ТО назрела давно. Необходимо было сделать так, чтобы техосмотр перестал быть кормушкой для избранных и превратился в максимально легальный процесс, нужно было срочно выводить процедуру из «теневой» экономики.
Кстати, термин «коммерческий» для многих автомобилистов всегда означал прежний вариант прохождения ТО — через пункты техосмотра при госавтоинспекции. Причем по цене, значительно превышающей расценки нынешнего легализованного для коммерсантов. Еще пару месяцев назад за то, чтобы без всяких заморочек в госавтоинспекции тебе выдали заветный ламинированный талон ТО, нужно было отдать две тысячи рублей плюс госпошлину. Тогда ты имел возможность получить талон техосмотра даже при явных и очевидных несоблюдениях регламента, не говоря уже о скрытых нарушениях. По некоторым данным, около 50% автовладельцев получали спецталоны, проходя техосмотр формально или не проходя вовсе. Правда, тогда такса повышалась в разы. Где гарантия того, что не найдутся недобросовестные работники, только теперь уже на СТО, которые смогут запросто продать тебе талон техосмотра? Или что новые правила не позволят страховщику, за определенную мзду, разумеется, выписать тебе тут же на месте злосчастный талон, а то и продать полис ОСАГО без оного? И кто помешает автовладельцу спокойно обойти стороной ту страховую компанию, которая честно отправляет машины на диагностику?
Поговорив с некоторыми новосибирскими предпринимателями, претендующими на звание операторов по проведению ТО в Новосибирске, корреспонденту «МК» в Новосибирске» удалось узнать следующее. Аккредитацию — право на проведение ТО — смогут получить лишь крупные станции техобслуживания как в Новосибирске, так и в области. Имеющие в обязательном порядке специальное оборудование, эксперта по ТО в своем штате и техническую возможность ежедневно передавать сведения о результатах проведения техосмотра в единую автоматизированную информационную систему техосмотра. По словам предпринимателей, аккредитация проходит на основании представленных документов, при этом никто не проверяет, есть ли у кандидата в операторы все вышеозначенное в наличии или же оно существует только на бумаге. Между прочим, специально оборудованный стенд для диагностики автомобиля при прохождении ТО стоит около полутора миллионов рублей. Тут-то впору вспомнить о низкой тарифной ставке техосмотра в Новосибирске и НСО. При радостных для потребителя ценах техосмотра владельцы пункта ТО вряд ли смогут рассчитывать на быструю окупаемость оборудования, а значит, и на прибыль Так что сомнения в добросовестности повально всех операторов ТО возникают не на пустом месте. Хотя в конечном итоге опять проиграют автовладельцы — расценки на «покупку» талона ТО подпрыгнут и больно ударят, как говорится, ниже пояса. И возможно, новосибирские владельцы авто еще не раз вспомнят добрым и тихим словом прежние тарифы на эти услуги.
Кстати, скорее всего, с января 2013 года талоны техосмотра вообще не будут выдаваться на руки, так как перестанут существовать на бумажных носителях. Вся информация о конкретном автомобиле будет поступать в электронную базу данных, в базе же будут содержаться сведения о прохождении техосмотра и о страховом полисе ОСАГО; сотрудники госавтоинспекции надеются, что в базу войдут также отметки обо всех административных правонарушениях водителя.