Год с ВТО

Прошел ровно год, как Россия вступила в ВТО

Обернулось ли это обещанным критиками крахом для местных сельхозпроизводителей? По оценкам экспертов, самые мрачные прогнозы — развал экономики и крах всего сельского хозяйства, не оправдались.

Прошел ровно год, как Россия вступила в ВТО
Фото: admoblkaluga.ru

Однако и хорошего пока для фермеров мало. Председатель Совета «Ассоциации руководителей сельскохозяйственных ассоциаций» Анатолий Степанов считает, что времени для оценки результатов прошло слишком мало:

— За один год результата мы не увидим. Хотелось бы рассмотреть проблему ВТО в системном плане, ведь это, как мы понимаем, дополнительная возможность выйти на рынки готовой сельскохозяйственной продукции не только в стране, но и за рубежом. Это мощная конкуренция и тот, кто больше к ней готов, тот, собственно, и выигрывает. По итогам года можно однозначно сказать, что если мы взглянем на прилавки Новосибирска и области, то увидим, что мощным потоком хлынула зарубежная молочная и мясная продукция. Что мы можем противопоставить? К сожалению, на данный момент ничего. Прежде всего, чтобы конкурировать на равных мы должны иметь соответствующую базу. Несмотря на то, что в последние годы в Новосибирской области намечен определенный шаг в переоснащении этой сельскохозяйственной отрасли, мы только начали этот процесс. Уровень урожайности и продуктивности пока намного ниже, чем у наших конкурентов. Поэтому продукция, которую мы видим на прилавках, не наша. Да и заводы, которые в Новосибирской области действуют, все равно наполовину используют завезенное сырье.

Простой пример такой ситуации приводит российская Академия наук: после вступления в ВТО Россия снизила ставки на импорт свинины с 15% до 0% внутри квоты и с 75% до 65% в случае превышения квоты. Уменьшились ставки и на ввоз живых свиней. Теперь импорт дешевой европейской свинины резко вырос, ведь цены на эту продукцию в России снизились на 30 процентов. При этом себестоимость производства свинины в РФ увеличилась из-за дорогих кормов.

Российские фермеры не смогут конкурировать с западными, пока не получат поддержку государства. А сибирские фермеры не могут конкурировать с фермерами центральной части России, по этой же причине. По крайней мере, так считают местные производители.

— Сейчас видно, что на прилавках у нас очень большое количество белгородской продукции, — заметил Анатолий Степанов. — Простая составляющая — уровень государственной поддержки в Белгородской области — 7,5%, у нас едва дотягивает до 2%.

Что же имеют местные производители?

— Состояние области по сути кризисное и закрывать глаза на это нельзя, — заявляет исполнительный директор «Ассоциация руководителей сельскохозяйственных предприятий» Николай Бакулин. — Сельхозпроизводитель сегодня недооснащен технически и идеологически. Чтобы быть вооруженным, как наши конкуренты, нужно вкладывать огромные средства. Если говорить конкретно о деньгах, то получаем их в виде субсидий. Пересчитали по прошлому году — получили на один гектар чуть более 2 000 рублей поддержки. Если смотреть в разрезе территории, то мы, конечно, ни в какое сравнение с другими не идем. Этого недостаточно, чтобы быть конкурентоспособными на рынке.

— Вступление в ВТО все же двусторонняя дорога, и мы не можем ждать, когда нас Бельгия и Голландия завалят продуктами, — замечает президент Аграрного университета Анатолий Кондратов. — Нам самим тоже надо двигаться в этом плане. А двигаться надо с кадров, потому что сегодня специалисты, которых мы выпустили, они ведь почти не готовы участвовать в сложном процессе поставки продукции. Стандарты у нас все устарели. Традиционные специальности наши сейчас отстали, главными стали технологии переработки продуктов животноводства, растениеводства, ветеринарная экспертиза продуктов питания.

Научить специалиста — полдела, однако чтобы «заманить» его на работу в хозяйстве, хорошей зарплаты недостаточно. По словам Кондратова, ситуацию может исправить только целевая контрактная подготовка студентов. При ней с учащимся заключается четырехсторонний договор, согласно которому, после 5 лет обучения в университете необходимо отработать в хозяйстве.

— Можно приготовить специалиста, у нас прекрасная база, университет мощнейший, — соглашается Степанов. — Но дело-то в другом. Мы хотим, чтобы молодой специалист вернулся в деревню, где нет детских садов, где уровень жизни отличается принципиально от уровня жизни в Новосибирске. Даже если мы повысим заработную плату, это не означает, что кадры будут, а без кадров выйти на должный уровень обслуживания техники мы не можем. И это проблема не студента, а вопрос политики региона.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру