Опрос, инициированный учителем математики на условиях анонимности, выявил, что многие ученики испытывают трудности с использованием циферблата, пишет BFM-Новосибирск.
По словам педагога, поводом для исследования стал разговор двух десятиклассников, когда один из них не смог определить время по часам со стрелками, попросив «сказать словами». В ходе опроса в одном классе из 29 учеников 10 признались, что не умеют пользоваться такими часами, в другом — 8 из 30. Аналогичная картина наблюдалась и среди знакомых семей учителя, где примерно треть детей затрудняются с определением времени по циферблату.
Эти наблюдения подтверждаются специалистами, включая неврологов. Руководитель новосибирского центра по борьбе с деменцией Светлана Дума пояснила, что тест «часы», используемый для оценки зрительно-пространственной ориентации, выявляет когнитивные нарушения, особенно у пожилых людей. По её словам, неспособность молодых людей работать с циферблатом не указывает на диагнозы, а отражает изменения в повседневной жизни, где электронные табло вытесняют традиционные часы. Она выразила мнение, что отказ от таких базовых навыков, как определение времени по часам или письмо от руки, может негативно сказываться на когнитивном развитии, и призвала учить детей этим умениям.
Кроме того, специалисты отмечают, что многие современные дети и подростки не умеют завязывать шнурки из-за популярности обуви с альтернативными способами фиксации. Учителя и психологи подчёркивают, что такие навыки, как завязывание узлов, развивают мелкую моторику, внимание и концентрацию. В начальных классах Новосибирска уже проводят специальные уроки по обучению завязыванию шнурков.