— Расскажите немного об итогах работы управления в 2024 году.
–– В 2024-м мы рассмотрели более 4800 обращений. Прирост составил около 19%. Мы выявили 900 нарушений. Выдано более 450 предписаний, возбуждено более 1100 административных дел. Опять же, это больше на 9%, чем в 2023 году. В 693 случаях мы заменили административный штраф предупреждением.
В целом, всегда и всем говорим, что мы орган не карательный, а разъяснительный и предупредительный. А значит, мы используем такое понятие, как адвокатирование конкуренции, то есть разъясняем правоприменение для недопущения возможных нарушений и активно используем институт предупреждения. Усматривая признаки нарушения, выдаем предупреждение. И если даже после нашего предупреждения организация не устраняют нарушение, тогда уже возбуждаем дело. То же и по административной ответственности: если первый раз нарушили – штраф заменяется предупреждением. К ответственности в виде штрафа привлекаем в основном злостных нарушителей.
В 2024 году мы рассмотрели 142 дела с признаками нарушения закона о рекламе. Если сравнивать с 2023-м, то там было всего 84 дела. Рост обусловлен возросшим количеством дел по статье 18, то есть по незаконной рекламе через СМС-рассылки и звонки. Давно и уже на самом высоком уровне поднимается тема о необходимости разработать комплекс мер, чтобы именно операторы связи регулировали этот вопрос.
Сейчас активно обсуждается практика включения организаций в Реестр недобросовестных поставщиков. О этом нам задают много вопросов. Уточняю, это также крайняя мера, которая применяется в рамках действующего законодательства. Тем не менее за 2024 год мы отмечаем увеличение количества обращений: прирост составил более 27% по сравнению с 2023-м.
По вопросу включения организаций в Реестр недобросовестных поставщиков в 2024 году в УФАС обратилось 320 муниципальных заказчиков, 370 – региональных и 212 – федеральных. В частности, из-за срыва сроков строительства станции метро «Спортивная» в реестр внесён «СпецТрансСтрой».
Что же такое реестр недобросовестных поставщиков? В него попадают хозяйствующие субъекты-поставщики сроком на два года по одной из трех основных причин. Первая — это уклонение от заключения контракта, то есть торги по закупке организация выиграла, но контракт заключать отказалась. Вторая причина — контракт расторгается по решению суда из-за неисполнения подрядчиком своих обязательств. И третий вариант, один из самых распространённых, — это решение самого заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
— В прошлом году СМИ обращали внимание на то, что в ФАС поступало достаточно большое количество жалоб на нарушение прав интеллектуальной собственности. Насколько вообще эта проблема распространена в регионе?
— Да, действительно, наши статистические данные говорят о том, что у нас по интеллектуальной собственности больше возбуждённых дел. Но особенность заключается в том, что по общим правилам за нарушение законодательства о рекламе мы можем не возбуждать дело, а выдать предупреждение.
Если же мы говорим о вопросах интеллектуальной собственности, то здесь мы изначально обязаны возбудить дело по поступившему обращению. Поэтому у нас достаточно много случаев обращений, но самих подтвержденных нарушений — единицы. Так, в 2023 году было всего два дела, когда мы признали соответствующее нарушение, а в 2024-м — одно.
Для примера, мы рассмотрели дело по факту использования товарного знака «585 Золотой», принадлежащего ООО «Управляющая компания 585». Это обозначение находилось на вывеске торговой точки по продаже украшений. Законных оснований для использования такого обозначения у владельца не было, следовательно, его действия были признаны нарушением пункта 1 статьи 14.6 Закона «О защите конкуренции». Мы выдали ему предписание об устранении нарушения и наложили административный штраф.
В другой раз к нам поступило обращение от хозяйствующего субъекта, работающего на рынке свето- и электротехники. Он являлся официальным поставщиком продукции торговой марки DONOLUX. Заявитель обнаружил в интернете сайт, на котором без разрешения правообладателя или в отсутствие иного законного основания размещены к продаже товары под его товарным знаком. В данном случае нарушение выразилось в использовании обозначения «DONOLUX» при реализации продукции на сайте, сходного до степени смешения с товарного знаком заявителя. Мы также выдали нарушителю предписание об устранении нарушения и наложили административный штраф.
Но в целом нельзя сказать, что в Новосибирской области есть какие-то проблемы, связанные с нарушением прав на интеллектуальную собственность.
— Дмитрий Валерьевич, вы упоминали как-то в одном из интервью о профессиональных жалобщиках. Можете рассказать о них подробнее?
– Профессиональные жалобщики срывают закупки, в том числе на социально значимые, касающиеся, например, строительства/ремонта школ, детских садов, больниц, других объектов.
Законодательство о контрактной системе позволяет направлять практически любые жалобы на закупочную документацию, в том числе, на формальные нарушения до окончания срока подачи заявок в орган контроля. В свою очередь, процедура рассмотрения жалоб обременена обязательной приостановкой заключения контрактов, отчего, как следствие, сдвигаются и сами сроки поставки товаров, строительства объектов и их введение в эксплуатацию.
Какие признаки у профжалобщика? Один из основных признаков – он зачастую не исполнял ранее ни одного контракта по предмету. Новосибирское УФАС России посредством Единой информационной системы устанавливает заинтересованность подателя жалобы как участника закупки в заключении контракта. Устанавливается количество поданных этим лицом по стране жалоб, количество заключенных им контрактов, договоров.
Кроме того, сразу после поступления жалобы Новосибирское УФАС России направляет запросы таким лицам с просьбой предоставить информацию о заключенных и исполненных ими гражданско-правовых договорах, не имеющих отношения к государственным и муниципальным закупкам. На практике такие запросы в адрес профессиональных жалобщиков остаются без ответов. Информация из ЕИС говорит об отсутствии заключенных и исполненных государственных/муниципальных контрактах при подаче сотни жалоб такими лицами.
Гражданский кодекс России устанавливает запрет на злоупотребление своим правом, то есть, на осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, на заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав. Руководствуясь такими понятиями, Новосибирское УФАС России оставляет такие жалобы без рассмотрения по существу, то есть без допущения срывов закупок. Но, поскольку такие жалобы несут в себе информацию о нарушении законодательства, мы проводим дополнительные внеплановые проверки по указанным в них сведениям, напоминаем заказчикам о необходимости недопущения таких нарушений, возбуждаем административное производство в отношении виновных в нарушениях лиц.
— И хотелось бы задать вопрос: за какие нарушения и на кого был наложен самый большой штраф в 2024 году?
— Смотрите: и мы, и законодательство идём по одному пути – предупреждений, поэтому зачастую у нас сознательные предприниматели и граждане очень редко второй раз попадаются в части квалификации нарушений. Если кто-то повторно привлекается к ответственности, тогда, конечно, уже предупреждение не выносится, а назначается соответствующий административный штраф.
Наверное, самые большие «оборотные штрафы» у нас накладываются как раз на нарушения антимонопольного законодательства, за картельный сговор — статья 14.32 КоАП РФ.
Размер «оборотных штрафов» зависит от выручки компании. В предыдущие годы, 2020–2022, это были десятки миллионов рублей. В 2024 году крупных штрафов не было, исходя из специфики дел. В целом, по делам о сговорах выплачено штрафов на сумму около 800 000 рублей, часть материалов передана на принудительное взыскание в Службу судебных приставов.
В рамках законодательства о контрактной системе максимальные штрафы в КоАП предусмотрены в отношении виновных должностных лиц в размере 50 тысяч рублей.
Если брать законодательство по рекламе, то по данному направлению взыскано административных штрафов в размере 1 миллион 225 тысяч рублей.
Но мы стараемся в принципе не измерять нашу деятельность именно штрафами.
Наша задача — создавать и продвигать антимонопольный комплаенс. Это свод правил, который нацелен на то, чтобы не допустить ограничения конкуренции, не нарушить антимонопольное законодательство.
–– Что в планах работы управления на 2025 год?
Как уже говорил в начале нашего разговора, наступивший 2025 год знаковый для Антимонопольных органов, юбилейный – исполняется 35 лет антимонопольному регулированию в России. За прошедшие годы сформировано антимонопольное и тарифное законодательство, законодательство о государственных закупках, государственном оборонном заказе, рекламе, торговле, иностранных инвестициях в стратегические отрасли и т.д.
Год только начался, как показывают практика, специфика и конъюнктура работы, наша служба будет неизбежно учитывать общую тенденцию, вектор развития и экономическую обстановку страны.
Готов заверить, что такие аспекты, как социально важные товарные рынки (работы, услуги), закупки, обеспечивающие инфраструктуру региона, неизменно останутся в приоритете контроля.