В Новосибирске разработали диагностическую модель оценки профориентационной работы в школах. Работы ведут специалисты местного педагогического вуза. И уже получены первые результаты.
Выяснилось, что большинство школьников (65%) уже определились с будущей профессией. 74% опрошенных знают, какие предметы необходимы им для поступления на выбранную специальность. При этом 64% школьников планируют связать свою профессию с уже имеющимися у них увлечениями или хобби. Эти показатели примерно одинаковы для опрошенных всех возрастов. Почти половина опрошенных (48% мальчиков и 43% девочек) сообщили, что на выбор ими будущей профессии не влиял никто. Среди остальных – на мальчиков при выборе профессии больше влияют мужчины (28%), на девочек – женщины (38%).
Основными информационными ресурсами, которыми руководствуются школьники, выбирая будущие профессии, являются сайты образовательных учреждений (47%). Далее следуют страницы в соцсетях (23%) и занятия по профессиональному минимуму (22%). Наиболее предпочтительной областью знаний для мальчиков являются технические науки (64,88%), далее следуют гуманитарные (20,47%), у девочек наоборот (28,77 и 45,41% соответственно), естественные науки школьники обоих полов поставили на третье место (14,63 и 25,88%).
«Поскольку профориентационный минимум для школ введён недавно, ещё не во всех школах до конца понимают, как вести работы по профориентации обучающихся. В одних школах этим занимаются психологи, в других – педагоги и каждый использует свои методы и способы. Наша модель создавалась на основе критериев деятельностного подхода: активность-пассивность и осознанность. Это позволило выделить четыре компонента профориентации: ролевая модель профессионала, ролевая модель инфлюенсера, эмоции, потребности, ценности; способность к поиску информации о профессиях, – рассказала доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой практической и специальной психологии НГПУ Юлия Перевозкина.
В дальнейшем модель, разработанная специалистами НГПУ, будет развиваться с учётом опыта, наработанного в других регионах России, заверили представители вуза.
Читайте также: Количество учителей в школах Новосибирска увеличилось