Глава государства Владимир Путин в своей речи на церемонии подписания договоров о вхождении ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей в РФ объяснил, что Россия восстанавливает справедливость, возвращая домой свои потерянные из-за ошибок прошлых лидеров исторические территории и заново объединяет расколотый народ: «Поле битвы, на которое нас позвала судьба и история, – это поле битвы за наш народ, за большую историческую Россию, за будущие поколения, за наших детей, внуков и правнуков».
– Ошибки в ходе мобилизационной кампании в нашем регионе, как и в целом по стране, были.
Я считаю, что с общественностью нужно встречаться и разговаривать. Например, у меня было около сорока встреч, и могу сказать, что 30 человек сразу готовы ехать в зону СВО, а остальные не то чтобы отказываются – они имеют много вопросов и хотят понять ситуацию. Конечно, есть и такие, кто готов уехать за границу. У нас, к примеру, рядом находится Казахстан. К таким людям надо выработать определенное отношение – я целиком в этом вопросе согласен с Вячеславом Володиным. Надо разбираться в ситуации! Общество наше разбаловали, сборы проводились поверхностно, в патриотическом воспитании пробелы. Нам внушали, что все должно быть как на Западе, а мы сами обесценили все то, что создавал наш народ десятилетиями. Из этой ситуации обязательно нужно сделать выводы!
– Первая волна частичной мобилизации в Новосибирской области завершилась. Руководство районов активно работали с военкоматами. Многие получили важный опыт, и есть понимание, что нужно действовать более аккуратно, более детально, более вдумчиво. Президент и министр обороны все четко уже обозначили в этом плане.
Поначалу картина, конечно, была не такой, как должна была быть, но ошибки исправляются. Все, кто не подпадал под указ президента о мобилизации, но получил повестки, вернулись домой.
Очевидно, что у нас очень серьезные недоработки по информационной составляющей. Нужно тщательнее вырабатывать позицию и более аккуратно ее доносить. Сейчас все устаканилось. Но беспокойство в обществе все равно есть, поэтому информационного вакуума быть не должно. Например, нужно обязательно разговаривать с теми, кто собрался уезжать за границу.
– Конечно, когда происходит такое серьезное событие, то без ошибок не обойтись. Но я могу сказать, что у нас в регионе их немного и они точно не носят системный характер. Мы просто забыли, как это делается. Генералы сами признают, что прежнюю систему разломали в ходе реформ и многое потеряли. Считалось, что нам это больше не понадобится, но сегодня время такое, что понадобится точно!
Нужно восстанавливать систему мобилизации, делать ее более эффективной. Я был в военных комиссариатах, общался и с офицерами, и с теми, кто пришел туда. А это не только мобилизованные: есть немало добровольцев. Да, по нашему автовокзалу видно, что кто-то поспешил уехать в Казахстан, но таких явное меньшинство.
– Мобилизация в регионе проходит так же, как и по стране в целом. Относятся к ней люди нормально, но, конечно, печалит, что есть немало ошибок. Приведу пример: человек когда-то учился в военном училище в Новосибирске, но его отчислили еще на первом курсе, и он дослужил как солдат в армии. Сегодня ему 46 лет, у него куча детей, болезней и прочего, а самое главное, что он никакого отношения к военной специальности, по которой призывают, не имел. И у него возникает вопрос: долг – это понятно, но ведь сказано, что первыми идут люди с опытом и в возрасте до 35 лет. Кому тогда верить? В этой конкретной ситуации вроде бы разобрались, но подобных случаев немало.
Нужно резко минимизировать число ошибок, потому что это влияет на социально-психологический климат в обществе. Все работают; знаю, что в одном из муниципалитетов и ночью работали, в кабинете спали, чтобы успеть. В такой спешке и появляются ошибки. А самую главную ошибку сделал Сердюков, который отменил мобилизационный резерв. Система кадрированных частей сейчас бы очень пригодилась – в ней все было понятно и отлажено. Но тогда возобладал тезис, что маленькой мобильной высокопрофессиональной армии будет достаточно для такой большой страны, как наша. Сегодня мы видим, что это не так. Нужно делать выводы.
– Пожалуй, именно частичная мобилизация показала качественно новое состояние государственной системы – состояние дееспособности. Федеральные власти буквально в режиме онлайн реагируют на запросы народного хозяйства, предоставляя отсрочку и бронь специалистам, разрабатывая меры поддержки мобилизованных и их семей. Региональные власти не отстают – успевая оперативно реагировать на выявляемые частные проблемы, организуют и системную поддержку. Гражданское общество также деятельно включилось в процесс организации мобилизационных мероприятий.
До сей поры столь слаженной работы и готовности к диалогу, к сотрудничеству наблюдать не приходилось. И нынешняя консолидация, выраженная в действии, стоит на порядок выше любых форм сплочения на уровне мнений – сегодня доказательством единства стали не слова, но дела.
– Мобилизация в Кузбассе проходит достаточно организованно. Кузбассовцы в основном с пониманием относятся к решению президента страны. Губернатор огромное внимание уделяет мобилизованным. С особой заботой относится к семьям призванных в армию. Это, безусловно, повышает позитивное восприятие мобилизации в регионе.
Сам процесс мобилизации четко разграничил позиции простых людей. Мы наблюдаем, как в горниле общественного сознания рождается и истинный патриотизм, и поддержка решений президента и поднимается мутная пена проявлений уклонизма и дезертирства. Общество окончательно определилось с идентификацией «свой» – «чужой», и я считаю, что это позволит оздоровить общественное сознание и сплотит истинных патриотов нашей Родины, как бы пафосно это ни звучало!
– Частичная мобилизация, безусловно, сплотила россиян. Это касается семей, близких, знакомых, друзей. Посмотрите, как провожают мобилизованных земляков. Томичи выходят целыми семьями, селами. Можно даже провести аналогию с 1941-м годом.
Есть в частичной мобилизации элемент своеобразного очищения. Наше общество освобождается от тех, кто, уезжая за границу, не хочет поддерживать политику государства. Что ж, это их выбор. А те, кто остался, начинают работать в новых, более жестких условиях. Прежде всего это касается государственных предприятий. Происходит своеобразная мобилизация сотрудников в реальном секторе экономики. Многие заводы, фирмы лишились сотрудников, ушедших защищать наше будущее. Но это должно заставить людей в тылу работать более эффективно. И при этом не нужно забывать, что, как бы ни было тяжело, мы все равно должны наполнить бюджет необходимыми средствами, чтобы социальные вопросы были закрыты.
– Рабочая поездка глав региона способствовала ускоренному проведению электричества и воды в пункты проживания и обучения мобилизованных. Создание кол-центра по вопросам мобилизации помогло получить компетентные ответы на насущные вопросы, поступающие от семей призывников. Более двадцати человек были возвращены как не подлежащие частичной мобилизации после обращения к губернатору.
Активную поддержку мобилизованным вместе с администрацией оказывает Омское региональное отделение общественно-государственной организации «Союз женщин России»: в Павлоградском, Одесском, Полтавском, Горьковском, Азовском и других районах был организован сбор предметов первой необходимости в рамках акции «Посылка солдату». Вещи и лекарства получили не только омичи, но и мобилизованные из других регионов. Не остались в стороне и рядовые граждане Омска и области: в нескольких пунктах города Омска и области организован сбор теплых вещей, спальников, лекарств. Земляки объединились в трудную минуту. Все мобилизованные – это наши дети, родные и близкие.
Подготовил Виктор ТИТОВ.
Фото предоставлены Новосибирским экспертным клубом.