В коллектив восстановительного поезда Юрий Костин пришёл сразу после службы в армии, в далёком 82-ом году. Шутит, что жил рядом, поэтому и выбрал это предприятие. Мальчишкой знал, что двадцати восьмиметровая стрела крана без электричества не тронется с места, потому что интересовался электрикой и электроникой.
Отец Юрия Костина в боях не участвовал, призвали его в 45-м, но служить Родине ему пришлось долго, семь лет. А потом, как и у всех: демобилизовался, вернулся на родину, в родной Карасук, встретил девушку, поженились. Дети, работа и домашние заботы. Маленький Юрка с интересом наблюдал, как папка, который трудился связистом в районном узле связи, приносил домой какие-то непонятные детскому глазу приборы и чинил их. Мог без труда отремонтировать любую незамысловатую тогда советскую бытовую технику, прокинуть электропроводку. Вот и перенял у него сын тягу к электричеству и проводам. А любимой игрушкой мальчишки стал аппарат Морзе, на этой «пищалке», как её называл отец, служивший в морфлоте, учил сына отстукивать тексты. Уже в четырнадцать лет Юра мог самостоятельно поменять розетку или починить утюг.
После армии как привык вновь к гражданской одежде и через пару недель пошёл с другом устраиваться на работу и именно на восстановительный поезд. Начинал Юрий Алексеевич монтёром контактной сети. А через год отправился учиться на машиниста крана.
«Кран электрический, я в нём немного понимал, поэтому согласился. Мне было уже тогда интересно», – вспоминает он.
Получил диплом, и до сих пор трудится. Его наставником стал Геннадий Корж, который показывал, рассказывал, раскрывал нюансы и профессиональные секреты. Его смышлёный ученик впитывал, учился и на своих ошибках, а с годами начал набираться опыта. Только лет через десять, как говорит, начал понимать, что могу, что не могу.
«У меня напарник был, Александр Бузуев, долго мы с ним работали. Практически в одно время выучились. Друг друга понимали, не подводили. Такой тандем сложился: он схемы хорошо знал, я в практике силён был. Дело у нас спорилось. Восстановительный поезд – это не конвейерная работа, нет однообразия. Постоянно разные задачи. Это сейчас меньше выезжает, а тогда часто, то на этом объекте, то на другом нужны были. Что-то тяжёлое передвинуть, поменять трансформаторы на подстанциях и перекрытия мостов. Все паровозы, что на постаментах стоят, – это наша работа», - поделился воспоминаниями Юрий Алексеевич.
Вспоминает он давнюю историю, как вызвали их на место трагедии, электровоз сошёл с рельс и перевернулся, «ногами» вверх. Вокруг болотистая местность и высокий откос железнодорожного полотна. Инженеры и работники восстановительного поезда несколько дней ломали головы, как установить кран, чтобы тот не рухнул рядом. Потом ждали целую платформу шпал, которые выложили из них опору и на них установить тяжёлую технику. Только после таких долгих приготовлений начали ставить электровоз на рельсы. Машинист волновался. Как без этого, ведь при любой нестандартной ситуации нужно быстро и чётко определиться с дальнейшими действиями. Ранее такого никто не делал: медленно многотонный локомотив отрывался от земли. Юрий Алексеевич постоянно смотрел то на груз, то на опору крана, чтобы не просела под тяжестью. Общими усилиями коллектив справился с поставленной задачей. Необычная командировка надолго запомнилась.
Но это был не самый тяжелый его груз, на испытательном полигоне приходилось, проверяя свою технику, поднимать по 120-150 тонн. А одна из самых сложных и кропотливых работ – загрузка металла в вагон. Стрелу приходится поднимать в грузовом парке, где много людей, техники. И сидя в кабине, он, не обращая внимания на внутреннее волнение, глаз не сводит с груза, со стропил и территории, чтобы никто посторонний не появился случайно в опасной зоне. А ветер раскачивает куски металла, стрела медленно тащила его в нужную сторону, а потом сложная задача – правильно опустить, учитывая габариты вагона. И только тогда Юрий Костин мог спокойно выдохнуть с чувством полного удовлетворения.
К этому времени Юрию Алексеевичу приходилось брать шефство над молодыми работниками, учить и передавать свой опыт. Один из последних - машинист крана Виталий Нестеренко. Машинист с многолетним стажем учил, как правильно настроить кран, чтобы тот не провалился и не упал на бок.
«Юрий Алексеевич - профессионал своего дела, всегда поможет и подскажет, с ним работать комфортно и легко. Я научился у него выдержке и терпению, а также технике безопасности. Всегда говорил: «Не спеши, оглянись, посмотри вокруг…» Он и человек добрый, отзывчивый. Мне как-то нужна было помощь с электропроводкой, попросил, он пришёл, посмотрел, нашёл причину, вместе мы заменили часть провода и всё заработало. Я ему доверяю, знаю, что доведёт начатое до конца», - рассказал молодой работник поезда.
Благодарен Юрию Алексеевичу, который в трудную минуту потери близкого человека протянул руку помощи, поддержал семью Виталия Нестеренко.
«Он действительно достоит этой награды, своим профессионализмом и отзывчивостью заслужил. Я рад за него», - добавил Виталий.
А Владимир Карбовский, исполняющий обязанности мастера восстановительного поезда, дополнил: «Мы в своей работе ориентируемся на технологические карты. Он не оспаривает, но может спокойно предложить свой вариант действия, чтобы потом не переделывать. Мы прислушиваемся к его совету, доверяем его опыту. Он у нас как универсальный солдат: и машинист крана первоклассный, и электрика может заменить».
Человеком с большой харизмой и открытой душой назвал Юрия Алексеевича его руководитель, начальник восстановительного поезда станции Карасук дирекции аварийно-восстановительных средств Вячеслав Пузырёв. При этом отмечает среди его профессиональных качества основные - исполнительность и ответственность.
«Наш кран – самая мощная техника в районе, и Юрий Алексеевич её смог обуздать. И в коллективе пользуется уважением. Он к каждому обращается просто и по-дружески», - рассказал Вячеслав Викторович.
О президентском ордене Юрий Алексеевич узнал случайно. Как обычно по утрам его супруга просматривала новостную ленту, прочитала об очередной будущей встрече Президента России в Кремле с заслуженными работниками из разных отраслей, порадовалась за людей, даже с первого раза не поверила, когда увидела свою фамилию, потом имя и отчество мужа. Потом разбудила и рассказала ему.
На работе все поздравляли Юрия Алексеевича, это у него вызывало больше смущение: «Мне-то за что… Столько молодых и хороших работников. Их нужно отмечать, а мне на пенсию скоро…»
«Конечно, был удивлён. Жена и дети гордятся. Такая высокая награда. Мне за столько лет работы много грамот вручали, на Доске почёта фотография часто была. Но никак не привык к наградам. Железная дорога – значимое предприятие для нашего города, поэтому выбор сына уже был предрешён. Он - помощник машиниста в депо. Ему всегда говорил, как Ленин завещал: «Учись!» Я и сам до сих пор учусь, каждый год к нам приходит столько современных приборов, ими надо правильно пользоваться. За столько лет каждый сантиметр нашего восстановительного поезда мною ощупан. На пенсии буду скучать по работе», - скромно добавил Юрий Костин. И сказал, что, если пришлось бы вернуться в молодость, то в своей жизни он ничего бы не поменял. Отслужил и пришёл бы в коллектив… Так бы и прожил.