Некоторые из этих машин были сделаны с расчетом на повышенную проходимость и холодную погоду. Чтобы им ничего не мешало въехать на территорию России. Собственно, они и въехали, пусть и немного не так, как ожидалось.
Организаторы выставки рассказали новосибирцам о том, как, где и кем был получен каждый такой трофей. После того, как выставочное турне завершится, их отправят в музей, куда 80 лет назад попало многое из того, что было создано для похода на Восток в гитлеровской Германии. Но пока на это можно посмотреть здесь, на площади перед ГПНТБ
Корреспондент «МК в Новосибирске» собрал фотографии с выставки и привел историю каждого экспоната.
Фото Юрия Бабичева и Федора Турова / МК в Новосибирске
"Абрамс" - главный тяжеловес выставки. Получил удар FPV-дроном "Упырь", который целился в моторный отсек, а попал прямо под башню, рядом с хранилищем боекомплекта, который благополучно взорвался. Снаружи машина выглядит прилично, внутрь лучше не заглядывать.
"Брэдли", один из двух, более целый. "Словил" 122-миллиметровый снаряд полевой гаубицы Д-30 батареи уроженца Томской области старшего лейтенанта Вараксина во время наступления на Авдеевском направлении. Сохранился неплохо - такое можно и в музей.
"Мастифф", англичанин, подвозивший на позиции солдат противника. Очень "удачно" попался на прицел российскому Т72 Б3 под командованием младшего сержанта Иванова, уроженца Казахстана (город Петропавловск). Словил попадание прямой наводкой в самый неудобный момент, когда только начинал высадку. Выгорел целиком и полностью. Восстановлению не подлежит.
М113 армии США, самый массовый БМП в мировой истории, также испытанный на прочность 122-мм снарядом российской гаубицы. Расчет младшего сержанта Андрея Сата из Кызыла (двое человек в котором - ефрейтор Путилов и рядовой Жижян - были родом из Новосибирской области), несмотря на то, что сам находился под огнем, успешно накрыл группу вражеской бронетехники, часть которой отступить так и не смогла.
Австрийский Pinzhauser с нацарапанной на нем надписью "ШВЫДКИЙ". Против него - рядовой Бормотов из Юрги, занимавшийся воздушной разведкой и направивший FPV-дрон точно в десантный отсек. Результат - минус машина и десять неприятелей.
"Легендарный" HMMWV (он же "Хаммер") - против отечественной "Акации". Результат предсказуем, даром что первыми противника обнаружил экипаж гвардии лейтенанта Кондратенкова. Хватило одного близкого разрыва, чтобы "Хаммер" никуда больше не поехал.
Не совсем натовская машина, о чем говорит эмблема Кременчугского автозавода. Но половина (или больше) содержимого в ней сделано в других странах. "Козака" заметил расчет тяжелой гаубицы "Мста-5" из города Юрги Кемеровской области, вычисливший и рассеявший огнем бронированную группу ВСУ. Логично, что отступить смогли далеко не все.
Еще одна "эмка", которой досталось, пожалуй, больнее всех. Американская машина с бундесверовским крестом на борту "поймала" лбом 152-мм "привет" от нашей самоходки "Мста-С", которой командовал томич Даниил Бахвалов. У нее еще был шанс уйти, когда рядом бабахнул пристрелочный выстрел. Пусть и призрачный, но шанс. Второй прилетел точно в цель.
"Турок" Kipri, решивший заехать в лесополосу и высадить там десант. И заодно поддержать огнем. К сожалению украинцев, неподалеку находилась позиция САУ "Хоста" старшего сержанта Миханова, которая со второго попадания вывела "Кипри" из строя. Оставшимся без транспорта и огневой поддержки вражеским штурмовикам осталось только "Волгу" вызвать (это не автомобиль, если что).
Еще один "Бредли", который тоже "разобрала" наша "Хоста" под командой старшего сержанта Романа Кишонкова. Действовать пришлось быстро - неприятель целенаправленно наступал на важный опорный пункт. Но так и не доехал, словив несколько прицельных выстрелов.
Немецкий "Мардер", прикрывавший штурмовой отряд, был обнаружен и обезврежен двумя "дроноводами" из Башкортостана, один из которых управлял разведывательным MAVIC, а второй вел FPV-камикадзе. Результат - взрыв боекомплекта, минус четыре противника и "немец".
Можно ли ездить по украинской степи на белом Ford Ranger с полным кузовом чего-нибудь горючего или взрывающегося? Российские воздушные разведчики тоже решили, что нет. Гвардии младший сержант Андрей Тырышкин, сапер взвода БПЛА, догнал "американца" на FPV (никто, наверное, не набил больше трофеев на площади перед ГПНТБ, чем эти три буквы) и дальше он мог ехать только на буксире. Водитель выжил, выбрался из подбитой машины и убежал.
А вот и японский автопром, Mitsubisi L200. с которым в одиночку справился лейтенант Гриднев из Иркутска, занявший место стрелка-оператора противотанкового комплекса "Корнет". В отличие от пассажиров стоящего рядом "Форда", никто из пяти членов экипажа не выбрался из салона и кузова живым.
В колонне из трех Nissan Navaro этот сохранился лучше всех, когда подразделение ВСУ вошло в зону дежурства тяжелой огнеметной системы "Солнцепек". Пусть и не с первой попытки (первый залп лег с недолетом), но экипаж в составе трех уроженцев Алтайского края накрыл всех. Два оставшихся транспорта до Новосибирска не доехали - можно только гадать, осталось ли от них хоть что-то.
Фото Юрия Бабичева и Федора Турова / МК в Новосибирске