Жители микрорайона, многие из которых подписаны на местный паблик с красноречивым названием «Welcome to ГЕТТО», отмечают, что с территории Хилокского рынка уехала лишь небольшая часть торговцев, «причем все одной конкретной национальности». В остальном все идет так же, как и раньше. Но видно, что фур далеко не так много – двух десятков точно недостает.
«Да, в течение пары дней был отток, но сейчас процессы остановились» – говорит в репортаже канала ОТС директор Хилокского рынка Дмитрий Зяблов.
Там же он подтвердил, что основная часть ушедших были уроженцами Узбекистана, но с тем, что теперь узбеки оказались в меньшинстве, не согласился. По его словам, даже сейчас на них приходится 52% всех работников Хилокского рынка. На всех остальных вместе взятых – таджиков, киргизов и прочих – меньше 50%.
«Могут ли они быть угнетенной группой при таком дисбалансе?» - задается вопросом Зяблов.
Такой же точки зрения придерживается и Рза Рзаев, прославившийся в прошлом году спасением людей, оказавшихся в западне после прорыва теплотрассы в Ленинском районе. Он азербайджанец и работает здесь же. «Мы не спрашиваем, кто какой национальности, все работаем бок о бок» – уверяет он.
Как создавали Хилок
Хилокский микрорайон в его нынешнем состоянии возник на карте города в середине 90-х годов по инициативе мэра Виктора Толоконского. Идея заключалась в том, чтобы создать в Новосибирске продовольственный хаб, где можно было приобрести фрукты и овощи по доступной цене – в том числе те сорта, которые нигде в Новосибирске больше нельзя было найти. На протяжении почти тридцати лет рынком руководил Анатолий Зяблов, отец Дмитрия Зяблова. В 2023 году Зяблова, по словам депутатов Заксобрания, должны были представить к званию заслуженного работника торговли, но не успели – 2 сентября он скоропостижно скончался и управление бизнесом перешло к Дмитрию.
Основным источником товара для Хилокского рынка быстро стал Узбекистан, однако торговлю на площадке ведут преимущественно таджики – именно они, по словам местных, решают, где кому встать, кому помочь раскрутиться, а кого выжить.
Не сумев выбраться из-под монополии уроженцев Таджикистана, узбеки пошли другим путем – приобрели в 2017 году кусок территории на улице Малыгина и попытались создать «свой» Малыгинский рынок как противовес Хилокскому. Именно это, по словам местных жителей, и стало причиной массовой драки в октябре 2019 года с применением огнестрельного оружия – тогда из порядка двухсот человек около пятидесяти были задержаны.
В последующие месяцы гнев правоохранителей и местных активистов приходился в основном на Малыгинский рынок, который воспринимался скорее как стихийный, а Хилокский казался более-менее «привычным» и «легальным».
Это не помешало местным жителям подать в 2021 году в суд, требуя закрыть Хилок – в рамках противодействия пандемии коронавируса. В марте того же года Ленинский райсуд вынес решение: в иске отказать.
С незаконными постройками на улице Малыгина бороться было легче – торговые точки хостелы удалось снести, что стало ударом по карману узбекской диаспоры.
И они снова решили пойти другим путем.
Как убивали Хилок
«Убийц Хилка» за последние годы появлялось в Новосибирске немало. Так в свое время называли «Фудсиб» (который открылся в один год с Малыгинским рынком), так называли и «Русагромаркет», который тоже стал крупным плодоовощным хабом, правда товар туда везли в основном с Кавказа, а не из Средней Азии. Но Хилокский рынок все равно не желал умирать.
На момент открытия «Фудсиба» среднегодовой объем поставок фруктов и овощей с Хилка оценивался в примерно 250 тысяч тонн. Семь лет спустя оставалось примерно столько же.
Но сейчас новосибирцы снова заговорили об очередном «убийце», который в этот раз разместился всего в 15 километрах от «жертвы», под Верх-Тулой. Речь идет о рынке «Азия-Сибирь».
Кому-то эта локация покажется знакомой – несколькими годами ранее здесь же пытался разместиться рынок «Мандарин», учредителем которого числилась известная в Новосибирске компания «Сибирские просторы». Известная, как минимум, именами своих основателей – Олег Яровой и Эдуард Таран.
Руководство компанией, управляющей «Азия-Сибирь», согласно данным «Контур.Фокус», осуществляют две стороны – ООО «МАРЦ» (бывшее ООО «Мандарин» – то самое), которому принадлежат 75% и ООО «Узавтомоторс СНГ» (Узбекистан) с 25%. Руководитель «АС – уроженец Узбекистана Музаффар Рахимов.
Жив или мертв?
С одной стороны, для того, чтобы рынок с такой историей, как Хилокский, закрылся сам собой, недостаточно просто построить рядом «Хилок 2.0» и сказать: пойдем туда. Даже если на новом месте окажутся лучшие условия аренды и логистики, не все согласятся просто так отбросить сложившиеся на протяжении многих лет схемы работы. Это подтверждает и опыт Гусинобродского рынка и рынка на площади Маркса – оба они были закрыты по распоряжению «сверху», а не просто потому, что все продавцы решили перебраться под крышу свежепостроенных торговых центров. Оснований думать о том, что Хилок станет исключением, не приходится.
С другой точки зрения, этот «убийца» имеет шансы сделать для ликвидации Хилокского рынка больше, чем все его предшественники. Если тем удавалось немного размыть монополию Хилка на торговлю плодоовощной продукцией, то «Азия-Сибирь» действительно может перетянуть к себе значительную часть как продавцов (не только узбеков), так и покупателей.
Главный довод против: «никто не поедет за яблоками в Верх-Тулу» не очень убедителен. Основная выручка идет с оптовиков, которых лишние 15 километров вряд ли заставят отказаться. Продавцам тоже станет легче – заехать с фурой на склад в чистом поле куда проще, чем проталкиваться по узким городским улицам под неодобрение местных жителей.
Таким образом о смерти Хилка говорить пока рано, но прежним он уже точно не будет. Не стоит, правда, ожидать и того, что разрушение его монополии как-то повлияет на цены – они как росли, так и будут расти дальше.
Если предположить, что решение о закрытии Хилка все-таки будет принято «наверху», все пойдет примерно так же, как и в случае с барахолкой на ГБШ: продавцы разойдутся по двум новым площадкам – «Русагромаркету» и «Азия-Сибирь». А что скажут в этом случае местные жители, когда на их улицах не будет рычащих и дымящих грузовиков и большого количества иностранцев – это лучше спросить у них самих.