Производителей обвинили в расизме, антиамериканизме и даже пропаганде гомосексуализма, хотя, казалось бы, причем здесь половая ориентация? Сама фабрика принадлежит красноярцам. В итоге выпуск мороженого прекратили, но партия уже разошлась по регионам. Корреспонденты «МК в Новосибирске», узнали, какой он на вкус, действующий президент США и вспомнили другие продукты, названные в честь политических деятелей.
ХОЛОДНЫЙ И СЛАДКИЙ «ОБАМКА»
Этикетки с темнокожим мальчиком и эскимо по сей день встречаются в киосках Новосибирска, несмотря на остановку производства. В полной мере насладиться прохладными отношениями между Москвой и Вашингтоном попробовали в Набережных Челнах. Пренебрежительное и явно уменьшительно-ласкательное название продукта привлекло внимание американских журналистов. За гением русской мысли американцы не поспели, а посему самые демократичные журналисты The New York Post попросту обвинили производителей в попытке заработать на гаранте американской нации. Коллеги из The Times запели любимую в штатах песню про расизм. Уж не знаем, где его можно было усмотреть в улыбающемся темнокожем мальчике на обертке, но, видимо, мещанское зашоренное… слишком глубоко сидит в нас, чтобы видеть дальше носа. Критика, особенно если она нисходит из-за океана, в нашей стране воспринимается как реклама. Помните, как у Эльдара Рязанова в «Служебном романе»?
— Вы купили новые сапоги, Вера?
— Да вот еще не решила, Людмила Прокофьевна. Вам нравится?
— Очень вызывающие. Я бы такие не взяла. А на вашем месте интересовалась бы сапогами не во время работы, а после нее.
— Значит, хорошие сапоги, надо брать.
И тут берут, если находят. Охотно покупают, едят с удовольствием. Состав мороженного традиционный: молоко, сухое молоко, сахар, сливочное масло, сливки, какао, сгущенка, крахмал и глазурь. Мы нашли мороженое и попробовали. «Обамка» весит всего 60 граммов. Глобального отличия от классического эксимо не зафиксировано. Вкусно, прохладно, едим и не думаем о Вашингтоне, скорее, о детстве и эскимо.
В 1912 году в Москве широко отмечалось столетие изгнания Наполеона из Москвы. К этому юбилею появился целый ряд напитков и кушаний, оформленных по-праздничному. Появилось и новое пирожное — слоеное с кремом, изготовленное в виде треугольника, в котором предполагалось видеть знаменитую треугольную шляпу Наполеона. Треуголка стала обязательной частью образа императора после стихов Лермонтова. Это название сохранилось до наших дней, хотя по форме пирожное стало прямоугольным.
ГОРЬКИЙ ПУТИНВ России есть негласная традиция: называть национальный напиток в честь президента. В свое время отметилась водка «Горбачев». К слову, в Берлине она до сих пор успешно продается. А в 90-х ее продажи били рекорды по популярности. Оно и понятно, там, в Берлине, Михаил Горбачев — практически национальный герой, вошедший в историю как человек, сломавший стену и объединивший ФРГ и ГДР. В 2008 году в продажу поступила водка «Медведефф», тогда же президентом страны и стал Дмитрий Анатольевич. О судьбе горького напитка сегодня ничего неизвестно. На прилавках магазинов сорокоградусной не видно. Впрочем, глобальным поиском мы не озадачивались. Долгожителем на алкогольном рынке страны, названных в честь политических деятелей, можно считать водку «Путинку». Оно и понятно: имя у нее такое, в честь действующего президента. Не потреблять ее в России равносильно политическому преступлению. Не пьешь «Путинку»? Может, ты еще и президента не уважаешь? Может ты еще и страну нашу не любишь? А не агент ли ты вражеский, случаем? Вот вам и постулаты русские: не пить в России — нельзя, не пить «Путинку» — вредно для здоровья. Положа руку на сердце, каждый россиянин признается: хоть раз в жизни, да пил «горькую». Интеллигенты оговорятся: пил только в хорошей компании, очень близкой и душевной, либо на поминках (где другое как бы и не положено), те, кто попроще, отмахнутся и просто признаются в любви к качественной 40-градусной.
Производители же водки «Путинка» и не скрывали никогда, что при выборе названия в далеком 2003 году сознательно сыграли на зашкаливавшейся на тот момент популярности президента РФ Владимира Путина. Кому принадлежат права на водку? Принято считать, что за 40-градусной стоят структуры миллиардеров Аркадия и Бориса Ротенбергов. Впрочем, сами предприниматели и участники скандала с офшорами это отрицают. Журналисты «РБК» провели расследование и выяснили, что права на водку «Путинка» и «Путинка перцовая» перешли к ООО «Реал-Инвест», который и принадлежит кипрскому офшору Ermira Consultants Limited. Дальше по цепочке, сложной для понимания обычного человека, компания связана с СМП-Банком, которым Аркадий и Борис Ротенберги владеют совместно. Вот и вся цепочка. Владеет же офшором Ermira, по данным издания, петербургский предприниматель Владислав Копылов. Тот также отнекивается от горячительного напитка и искренне недоумевает, как так. Иными словами, проще считать водку народной, чем искать владельца. Правда, автор у бренда есть. Создателем «Путинки» считают маркетолога Станислава Кауфмана. В середине нулевых в России продавали ежегодно порядка 4 миллионов декалитров «Путинки». Сейчас шум вокруг водки поутих, да и в стране кризис, вот и продажи упали. Печать президента носит не только водка, но и икра (о чем производитель, возможно, и не подозревает даже). Баночка лососевой икры носит название «Путина», символизируя период, когда рыба идет большой массой. В России ударение сместили. Продукт не называют иначе, как икрой президента. Мол, чья икра? Путина! К слову, в честь президента России блюда называют и за рубежом. Так, в 2014 году после саммита «Большой двадцатки» в Брисбене в одном из местных кафе включили в меню новый гамбургер под названием Big Bad Vlad — «Большой Плохой Влад». Почему Влад? Попросту австралийцы уверены, что Владимир сокращается именно так. В продвижения гамбургера был использован образ Владимира Путина: на плакатах рядом с гамбургером размещалась фотография президента с собакой, снимок Владимира Владимировича на коне и отредактированный вариант — на орле.
Путин-бары открыты в Израиле и Сербии. А на аукционе в Кельне продается механическая фигурка Путина, которая ест польские яблоки. Стоимость ее оценивалась в 18 тысяч евро. К слову, сам Владимир Путин несильно рад коммерциализации своего «я», но и не запрещает его.
КТО ГДЕ ОТМЕТИЛСЯ
До середины 19 века в ресторанах подавали сразу все заказанные блюда — такой способ обслуживания носит название service a la francaise («французская система»). В 1830-х годах Францию посетил русский князь Александр Куракин и научил рестораторов другому способу: подавать блюда постепенно, в порядке их расположения в меню. В современных ресторанах такая система наиболее популярна и называется service a la russe.
Если в России национальному напитку дают имя президентов, то в Италии история повторяется, но только с пиццей. Известная на весь мир пицца «Маргарита» названа была в честь Маргариты Савойской — супруги итальянского короля Умберто Первого. Существует как минимум две легенды: после убийства супруга Маргарита на нервной почве перестала есть. Она путешествовала по стране, и в одной из провинцией ей предложили попробовать пиццу в цветах национального флага (белый — пицца и сыр, красный — томаты и зеленый — базилик). Королева попыталась отказаться, но ушлый советник прошептал: нельзя отказываться от символа государства. И королева начала есть. По второй легенде королева попросту решила попробовать простой еды. Вот и принесли прекрасной Маргарите пиццу, которая позже стала носить имя королевы.В США имена политиков присваиваются едва ли не каждому новому продукту. Так заведено. Во время выборов 2008 года за пост президента боролись Барак Обама и Джон Маккейн. Тогда же в рамках промоакции компания для путешественников Airbnb выпустила две коробки кукурузных хлопьев. Догадайтесь, как они были названы? Все верно! На одной коробке был отмечен демократ, на другой — республиканец. И в семьях начались нешуточные войны за завтраками: кто кого? Обама против Маккейна.
Барак Обама вместе с супругой Мишель также отметились в ресторане BLT в центре Вашингтона. Теперь в меню — бургеры с именами первых лиц государства. Стоит такой бутерброд 28 долларов. Интересно, что станет с блюдом после смены власти в штатах, которая, кстати, не за горами.
Настоящий скандал в свое время разгорелся в Италии в 2013 году. Норвежские туристы на прилавках одного из магазинов обнаружили бутылки с изображениями Сталина, Муссолини, Гитлера. Выпить диктаторов больше нельзя. После скандала производителям пришлось оправдываться, что это всего лишь сувенирная продукция, а политического подтекста тут и вовсе нет.
Белорусы также не забыли про своего батьку. Консервы «Батькино лукошко» появились в продаже в 2014 году. Популярной марка стала благодаря президенту Республики Александру Лукашенко. В народе его называют «батькой».
Бывает и так, что некогда популярные лидеры становятся «врагами». Немецкому ресторану пришлось закрыться. Все дело в том, что в меню входил бургер «Эрдоган». Сначала он пользовался популярностью, а потом на владельцев кафе посыпались угрозы и критика.
Самым популярным продуктом 90-х стали куриные окорочка. В народе они получили название «ножки Буша», так и продавались. Они поступали из США в 1990 году, тогда же и было подписано соглашение между Горбачевым и Бушем-старшим.
***
Обижаться на бурную фантазию рестораторов и производителей бессмысленно. Тут уж любовь-любовью, а деньги — врозь. На именах политиков попросту зарабатывают, сами же объекты вписывают свои имена не только в историю большой и не очень политики, но и в желудки избирателей. Сегодня никто и не вспомнит, чем прославилась королева Маргарита, но о пицце «Маргарите» знает каждый третий.