МЫ ПОМНИМ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Трудовая жизнь Станислава Липского началась стандартно по меркам советского времени. Молодой человек, родившийся в сельской местности, по окончании школы мечтал продолжить образование, но не мог этого сделать по одной простой причине — у колхозников в то время не было паспортов. Вообще, как таковых. Лучшим местом для применения молодых сил оказалось сельпо, где и продолжил работу после службы в Советской Армии. Времена к тому времени изменились, паспорта появились даже у самых отсталых слоев населения, и подающий надежды молодой человек поступил на заочное отделение института кооперативной торговли.
Кооперативные организации области обслуживают 679 тысяч человек, из них на селе — более 530 тысяч человек.
Время было такое, что при наличии стремления чего-то достичь и преданности делу коммунизма, осуществить задуманное в принципе было не сложно. Потребительская кооперация, особенно на селе, бурно развивалась и отрасли нужны были квалифицированные кадры, которые, как тогда говорили, решают все. Начав с работы на селе, в сельпо — сельском потребительском обществе, так же назывались и сельские магазины, Липский прошел все этапы становления чиновника от торговли. Был членом правления Тогучинского райпо (районное потребительское общество), а с 1972 года начал работу в облпотребсоюзе. Закончил академию народного хозяйства, поработал на разных должностях в Новосибирском облисполкоме. А с 1989 года стал бессменным председателем облпотребсоюза.— Хочу особо подчеркнуть, что в то время, в 70-80-е годы, и в облпотребсоюзе, и в облисполкоме работали очень грамотные, авторитетные, профессиональные люди. Это была для меня прекрасная школа. Не будь ее, вряд ли я бы сумел многого добиться, — вспоминает Станислав Ильич в одном из своих интервью.
Что ж, достойная биография достойного человека, если бы ни одно «но». Сегодня этот уважаемый человек подозревается следствием в участии в осуществлении мошеннических схем по отчуждению принадлежащей областному потребительскому обществу имущества в пользу себя, членов своей семьи и ближайшего окружения из руководства облпотребсоюза.
ЧТО ТАКОЕ ПОТРЕБКООПЕРАЦИЯ
Законом определено, что потребительское общество — это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Союз потребительских обществ — добровольное объединение потребительских обществ на основании решений общих собраний потребительских обществ, союзы могут быть районными, областными и так далее.
Высшим органом управления обществом является общее собрание членов-пайщиков, затем идут подотчетные ему органы: совет общества, а во главе с председателем — представительный орган, правление — исполнительный орган и контрольно-ревизионная комиссия — контрольный орган. Голосование пайщиков на общем собрании производится по принципу «один пайщик — один голос», вне зависимости, например, от суммы паевого взноса, уплаченного им.
До развала Советского Союза торговля и снабжение населения продуктами питания, продуктами промышленного производства, в том числе и культурно-бытового назначения, производилась через систему районных потребительских обществ, которые все вместе входили в облпотребсоюз.
На конференции районного потребительского общества и соответственно областного потребительского союза делегатами от низовых звеньев структуры избирались члены правления, председатель, принимался итоговый документ, которым избранный председатель должен был руководствоваться в своей деятельности до следующего собрания. То есть высший орган — собрание, выбирает исполнителя своей воли и обозначает ему эту волю. Одним словом «хозяин» назначает, по сути дела, «слугу». Но на самом деле на следующий же день «хозяин» становился неправомочным до нового собрания, а слуга наоборот, облеченным полномочиями. И вершил, что хотел, часто выходя за рамки правового поля.
Безобразия и нарушения в кооперативной торговле, как и во всей системе потребительской кооперации, были всегда. Эта негосударственная структура оставляла множество лазеек для предприимчивых и нечистоплотных людей. Взять ту же систему распределения во времена дефицита… Поступил импорт, первый звонок первому лицу — секретарю райкома партии. Глядь, уже его жена примеряет на складе импортные сапожки или шубейку. Это сейчас есть все, были бы деньги. А во времена оные доступ к распределителю определял многие стороны жизни и отношений.
КСТАТИ, О СОБСТВЕННОСТИ
В потребительском обществе все имущество и полученная за год прибыль должны распределяться между членами-пайщиками соответственно величине паевого взноса. Не то чтобы приди и забери, материальная база оставалась, забрать можно было деньги, но этого никто не делал. Кое-какой дефицит мог приобрести полнопайщик, человек, внесший нужную сумму паевого взноса.
В конце 80-х начале 90-х облпотребсоюз располагал огромными материальными ценностями, сосредоточенными в районах области в структурах райпо: это производственные предприятия, общепит, автобазы, заготконторы, складские и офисные помещения, а также объекты недвижимости в Новосибирске. Когда в 90-е годы все начали лихорадочно делить и приватизировать, на предприятия облпотребсоюза никто серьезного внимания не обратил, во-первых, не самые жирные куски, а во-вторых, слишком на виду. Попробуй, отожми райповский магазин, единственный на селе. Поэтому структура формально сохранялась, переживая внутри себя все невзгоды переходного периода от социализма к капитализму. За ненадобностью отбросили заготконтору, распродали часть собственности, поувольняли людей, но по большому счету структуру сохранили, хотя эффективность ее работы едва ли составляла 10% от прежних объемов. И опять же потому что она, а это снабжение села всем необходимым, оставалась под пристальным вниманием региональной власти. Тем не менее без передела собственности не обошлось. Априори вся собственность областной потребительской кооперации принадлежит пайщикам, но это чисто теоретически. На самом деле это собственность уже давно кого надо собственность. Еще в 2014 году КРУ Центросоюза обнаружила вдруг, что объекты недвижимости Новосибирского облпотребсоюза перешли под контроль компаний, учредителями которых являются Станислав Липский, его родственники и друзья. Все это было оценено в более чем 1 млрд рублей. Оценивая нанесенный Новосибирской области Липским и компанией прямой ущерб, КРУ Центросоюза остановилось на более скромной цифре — 400 млн рублей, но на самом деле этот ущерб гораздо больше и оценивается не только в рублях. Но и эта цифра для рядового пайщика, лишившегося своей честной доли, покажется запредельной.
В региональных СМИ эта тема поднималась с достаточным для внимания правоохранительных органов постоянством, только они старательно не реагировали на эти выступления прессы. Стоит привести цитату одной из публикаций «Новой Сибири» по этому поводу, которая раскрывает полный объем совершенных махинаций и их последствий для отрасли:
«Когда Центросоюз получил результаты проверки, он вынужден был констатировать, что Липскому и его соратникам удалось лишить новосибирскую потребкооперацию имущества, наработанного несколькими поколениями кооператоров. То есть вместо того чтобы направлять доходы облпотребсоюза на развитие потребкооперации, значительная часть этих доходов была поделена руководством между собой. Да, на административном здании и на других объектах облпотребсоюза еще висят старые вывески, но в действительности они уже не соответствуют. Реально доля Новосибирского облпотребсоюза в этом имуществе процентов двадцать».
Об этом можно судить хотя бы по тому, что 80% акций Ленинского и Октябрьского рынков Новосибирска принадлежат уже отнюдь не областному потребительскому союзу. И выкуплены были за смешные 800 тыс. рублей за каждый. Привет пайщикам, одним словом.
А ЧТО ЖЕ ПАЙЩИКИ?
Пайщики, прослышав про открытое уголовное дело и арест, хоть и домашний, их председателя, воспряли в своих намерениях получить, как говорится, хоть шерсти клок. Тема активно обсуждается кулуарно и по телефонам, и не исключено, что в ближайшее время в регионе возникнет новое общественное движение по защите прав пайщиков облпотребсоюза с требованием отнять и поделить. Многие уже нашли свои паевые книжки и консультируются с юристами, на какой объем имущества в стоимостном выражении они могут рассчитывать, имея непогашенный пай на ту или иную сумму. Зафиксированные в этих книжках суммы взносов разные, есть и пять, и десять, и сорок, и пятьдесят тысяч, внесенных еще советскими рублями. Но это сегодня, скорее, из разряда хотелок, навряд ли сегодня удастся получить хотя бы свои, проиндексированные взносы.
Представители облпотребсоюза заверяют СМИ, что их руководителю изменена мера пресечения с домашнего ареста на подписку о невыезде. И что никаких комментариев по этому делу он не дает, хоть и находится на рабочем месте. Однако в центральном суде города эту информацию опровергают. «Постановление не обжаловалось и вступило в законную силу», — сообщил в четверг, 11 февраля, помощник председателя Центрального районного суда.
Решение о домашнем аресте Станислава Липского суд вынес по ходатайству следствия 29 января, срок установленной меры пресечения — 29 суток, до 27 февраля.