МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Новосибирск

Наталья Багрова: «Как можно не любить молодежь? Ведь в ней наше будущее!»

В вузах страны отдают предпочтение высококвалифицированным педагогам — в России реформируют систему высшего образования.

Будущий архитектор Марина рисует акварельный этюд и вздыхает. Любимый вуз НГАХА вместе с педагогами и студентами разделился на два лагеря: одни понимают и поддерживают реформу высшей школы, другие — не понимают ее смысла и не поддерживают. Поводом для очередных волнений стал переход преподавателей вузов России на эффективный контракт.

Наталья Багрова, 42 года — доктор культурологии, профессор, член союза архитекторов России, член совета молодых ученых и специалистов при Президиуме Российской академии архитектуры и строительных наук, федеральный эксперт качества образования.

Журналисты «МК в Новосибирске» решили разобраться в кадровом вопросе и узнать, чем сегодня живет современный российский вуз.

25 декабря 2014 года на должность ректора Новосибирской государственной архитектурно-художествен-ной академии была избрана Наталья Багрова. Реализацию программы стратегического развития НГАХА новый ректор начала с кадрового вопроса. На встрече с журналистами Наталья Викторовна спокойно сообщает:

— К работе с четко обозначенными критериями оценки уровня квалификации, производительности и качества необходимо подготовиться и привыкнуть. Формально и содержательно. Пройдет время, и для творческого вуза культурной нормой станет работа в синтезе искусства и науки. Ведь миссия современной высшей школы состоит не только в том, чтобы линейно транслировать молодежи актуальное состояние профессии, а также отработанные веками традиции и навыки. Вуз отличает прогностическая роль в воспитании новых поколений и в текущем управлении рынком труда. Он должен стать центром опережающего развития, генерирования нового продвигающего знания. Такие задачи решаются на основе опыта научного осмысления и академического изложения зачастую спонтанного в миру творческого процесса. Уникальной личной художественной одаренности для работы преподавателем современного вуза уже недостаточно. Личный талант мастера-наставника часто оказывается одноразовым. Режим прямого воспроизводства «делай, как я!» в условиях современной и будущей динамики творческих профессий не обеспечит выпускников инструментами на все случаи жизни в будущем. Сегодня высшей школе нужны новые кадры, которые растут в академии, выращивая академию в себе. В этом модернизация системы образования в России несет для творческих вузов позитивный смысл.

ПРО КАДРОВУЮ ПОЛИТИКУ

— Наталья Викторовна, как вы прокомментируете ситуацию с сокращениями в вузах? О них сегодня говорит вся научная общественность страны. Переживают не только преподаватели, но и студенты.

— Могу сказать про нашу академию. В НГАХА сегодня нет оснований сокращать численность педагогов, привлекаемых к реализации учебного процесса. Надеюсь, студенты всех их увидят в предстоящем учебном году. Подавляющее большинство научно-педагогических работников НГАХА будут сотрудничать с академией на основе эффективного контракта со взаимными обязательствами обеспечения более высокого уровня заработной платы и более высокой эффективности труда. Остальные, преимущественно заслуженные мастера искусств, создадут «пояс» проектных организаций вокруг вуза с целью подкрепить фундаментальную теоретическую подготовку студентов практической базой. Перспективной вузовской молодежи будет предоставлена возможность повысить квалификацию. Сегодня в НГАХА работают члены-корреспонденты академий наук, доктора и кандидаты архитектуры и искусствоведения. Вместе с ними ведут подготовку заслуженные художники и руководители персональных творческих мастерских. Их знания и опыт в равной мере необходимы будущим выпускникам. Поэтому для каждого из преподавателей будет выстроен формат сотрудничества, адекватный уровню квалификации и возможностям выполнить условия контракта.

— Так что же происходит? Почему столько негатива в сети?

В этом году конкурс в НГАХА на отдельные направления остался неизменно высоким. Доверие к вузу и качество подготовки сохранено.

— Говорят, нет такой проблемы, которая не была бы психологической. Реформы всегда проблематизируют, требуют критичного взгляда. Темп модернизации требует собранности и усилий саморазвития. Эффективный контракт вынуждает расставить приоритеты в занятости. Не исключаю того, что эта ситуация может кого-то вывести из зоны психологического комфорта. Однако бесконечная ностальгия по 90-м годам в высшей школе не поможет вернуть нас в этот период. Его можно по-разному оценивать, но надо двигаться вперед, возрождая свою репутацию. И неслучайно в этом году среди молодых педагогов НГАХА небывало высокий конкурс в аспирантуру. Молодежь сегодня осознает необходимость и возможность профессионального и личностного роста.

О МОЛОДЕЖИ, ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ И СТУДЕНТАХ

— Есть устойчивое выражение, что школа готовит к жизни. Возникает вопрос, к чему готовит современный вуз?

— Современный вуз готовит к профессиональной деятельности в современных условиях. Особенностью современной ситуации является востребованность уникальных компетенций: например, умения действовать в ситуации неопределенности, ставить задачи, а не только их решать, создавать новые виды деятельности, умения осознанно относиться к себе и своему делу, способность к организации самозанятости и развитию при безупречном профессионализме, в общем, необходимость всего того, что называется «hight human» и недопустимость в практике понятия «нерешаемая задача».

— Ситуация на рынке труда постоянно меняется…

— Действительно, на наших глазах возникают все новые и новые предметы профессиональной деятельности. У традиционных профессий меняются инструменты. Важно понимать, что от начала обучения профессионала, например, архитектора, до его готовности работать самостоятельно пройдет минимум 10 лет. Это 7 лет обучения (5 лет бакалавриата, 2 года магистратуры) и еще минимум 3 года оттачивания мастерства в коллективе. Поэтому так важны в вузе прогностические исследования, необходимые для того, чтобы уже сегодня на 10 лет вперед заложить основу старта успешного профессионального пути выпускников.

— Куда трудоустраиваются выпускники академии?

Начало архитектурной школы Сибири было положено А. Д. Крячковым и А. Э. Сабеком на инженерном отделении Томского технического института в 1909 году. Необходимость подготовки инженеров-архитекторов возникла в связи со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали. В 1930 году на этой базе был создан Строительный институт в городе Томске, а к сентябрю 1933 года он был переведен в Новосибирск. Из этого института и вышла НГАХА.

— Порядка 97% выпускников НГАХА сегодня трудоустроены по специальности. Преобладающее большинство — в Новосибирске, Новосибирской области и Сибирском федеральном округе. В конкурсных процедурах на распределение бюджетных мест для вузов области большой вес имеет мнение Министерства занятости и трудовых ресурсов правительства Новосибирской области. Выпускники НГАХА работают в органах государственной власти и местного самоуправления, службах экспертизы, научно-исследовательских и проектных институтах, в частных организациях. Выпускники-магистры в собственные творческие мастерские трудоустраивают не только выпускников-бакалавров, но и студентов-практикантов. В разные годы до 10% выпускников НГАХА выезжали на работу в Москву, Санкт-Петербург и за пределы России. К нам часто приезжают представители крупных организаций-работодателей из других городов и увозят выпускников-отличников десятками. Еще один феномен последних лет — выпускники-архитекторы и дизайнеры живут и регистрируют собственные проектные предприятия в Новосибирской области, а их проекты реализуется в Дубае, на Кипре, в Белоруссии, Германии и Нидерландах. Молодые архитекторы налоги платят в России, а строят по всему миру. Мы довольны таким экспортом интеллектуального продукта.

— И все же ежегодно выпускается достаточно большое количество архитекторов, градостроителей, дизайнеров и художников. Все ли находят себя?

— Самых талантливых и трудолюбивых студентов работодатели со второго курса выманивают с крыльца академии и не дают доучиться! Бакалавры-архитекторы, дизайнеры и художники к концу обучения, как правило, имеют личный портфолио с авторскими проектами и нередко с реализованными объектами.

— Вы с такой улыбкой и любовью говорите о молодежи. В основном новое поколение принято ругать.

— Как можно ругать свое будущее? В НГАХА поступают, как правило, мотивированные к учебе и подготовленные абитуриенты. Их родители вкладывают много личных усилий в предпрофессиональную подготовку своих детей. Я глубоко склоняюсь перед их родительским подвигом и отношусь к студентам-первокурсникам с предвзятым уважением и добрым чувством. Наша задача — понять этих новых людей, раскрыть потенциал, данный им при рождении и взращенный в детстве, приучить к труду и смирению перед тяжестью хлеба творчества. Вообще, у педагогов не принято говорить о «плохой молодежи», ведь врачи не говорят о «слишком больных пациентах». Пациентов просто надо лечить. Учить и делать лучше современную молодежь — в этом и есть наша работа.

— Высшее образование сегодня стало элитным? Ведь получить его в современных условиях непросто.

— Я за всеобщее бесплатное высшее образование в XXI веке. Мне кажется, что бакалавриат за плечами должны иметь все. Второй (магистратура) и третий уровень высшего образования (аспирантура) — по желанию и по возможности. День ото дня требования к уровню квалификации повышаются во всех сферах приложения труда. Это вопрос качества труда и качества жизни. И если символом великой американской мечты является дом в собственности, то великая русская мечта — «поставить на ноги» детей. Образование в России, к счастью, неизменно находится на уровне высших ценностей.

ПРО ГОРОД И АРХИТЕКТУРУ...

— Современной архитектуре не хватает души. Так ли это?

— Раньше говорили об архитектуре как о застывшей музыке. Сегодня все больше говорят о ней как о застывшей экономике. Высотные здания напоминают многим диаграмму цены земли. В здании с добротной отделкой фасадов скорее узнают банк, чем школу или больницу. Архитектура сегодня выражает состояние строительной базы, уровень развития технологий и экономическую состоятельность заказчика, напевает об интенсивности потока инвестиций в территорию и причудах этики социальных отношений. А для души остается музыка...

Но не все так прозаично. Я относительно давно живу в Новосибирске. До недавнего времени в отдельных местах он напоминал пустыню. Удручающее впечатление производили районы «нахаловок». Сейчас многие места в Новосибирске не узнать. Когда видишь молодые семьи с детьми в новых жилых районах или развивающуюся вдоль улиц предпринимательскую активность с благородными попытками благоустройства прилегающей территории, понимаешь, что город создается душой и трудом его жителей. И у Новосибирска в этом смысле есть душа и есть будущее.

— И все же гости города нередко ругают Новосибирск. Городу не достает своего лица, или оно у него все же есть?

— Сразу хочется сказать, что ругаться в гостях не принято (смеется). А если серьезно, я родилась в Новосибирске и горжусь своим родным городом. Чего-чего, но фальши в его архитектуре точно нет! Новосибирск — город труженик и прагматик. Исторически лишен излишеств. Новосибирск предприимчив, реактивен, быстро отвечает изменениям, но скромен в использовании украшений. Таким динамичным он родился, таким и остается. Об этом правдиво звучит его архитектура.

Будущий архитектор Марина с надеждой смотрит в завтрашний день. Любимые преподаватели продолжают учить студентов, а студенты продолжают учиться. С такими людьми мост в будущее — это реальность.

P.S. Журналисты «МК в Новосибирске» продолжат следить за развитием событий в академии. Альтернативная точка зрения преподавателей будет опубликована в одном из ближайших выпусков издания после окончания работы аттестационной комиссии. Следите за новостями.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах