МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Новосибирск

Сказка странствий

31 мая в Новосибирске начала работу детская железная дорога

Традиционно День защиты детей в Новосибирске отмечают с размахом. 1 июня на всех площадках города проходят торжества: выступают сами виновники этого праздника из различных творческих коллективов.

Первую детскую железную дорогу построили в Москве в 1932 году. Она использовалась в развлекательных целях и была закрыта в конце 30-х годов. В 1935 году детскую железную дорогу построили в советском Тифлисе, ныне Тбилиси. Она функционирует по сей день и считается первой в мире ДЖД.

По примеру СССР ДЖД начали строиться и в других социалистических странах: Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Китае, Кубе и др. При этом иностранные ДЖД нередко отличались разветвленностью линий и большей протяженностью. Однако из-за отсутствия во многих случаях государственной поддержки, в отличие от СССР, многие зарубежные ДЖД проработали в качестве эксперимента не более 10-15 лет.

В России в настоящее время функционирует 25 ДЖД в городах: Владикавказ, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Кемерово, Красноярск, Кратово, Курган, Лиски, Нижний Новгород, Новомосковск, Новосибирск, Оренбург, Пенза, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Свободный, Тюмень, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск, Ярославль. Проектируются и новые ДЖД.

Хорошей традицией стало открытие Детской железной дороги. Все закономерно: дети, маленькие вагончики и рельсы со шпалами протяженностью 5 километров 300 метров. В этом году летнее событие на детской железной дороге перенесли на 31 мая, оно как бы предваряло праздник. На открытии побывала корреспондент «МК в Новосибирске».

СТАНУ КАК ПАПА МАШИНИСТОМ, ДАЖЕ ЛУЧШЕ — НАЧАЛЬНИКОМ ПОЕЗДА!

Маленькому Ванечке всего семь лет, но с будущей профессией он уже определился: быть как папа железнодорожником или начальником поезда. Сложное слово «железнодорожник» выговаривает с трудом, но оно стало одним из первых, которое выучил малыш после традиционных «мама» и» папа». Семья Ванечки — потомственные железнодорожники, всю жизнь в вагоне и на поезде.

— Без стука поездов уже не могу заснуть. Он убаюкивает, успокаивает. Мне нравится эта сказка странствий, и я уверен, что нет компании лучше, чем РЖД. Если честно, летать я побаиваюсь, для меня лучше поезда транспорта нет. Сел и едешь, а за окном — красота, пейзажи один другого краше, — считает папа Ванечки Николай Сергеевич.

На железной дороге он работает уже десять лет. Тут встретил и свою супругу — Надежду Николаевну. Служебный роман завязался за стаканом чая в фирменном подстаканнике. Кипяток брали, разумеется, из титана, чтобы соблюсти весь колорит сказки странствий.

— Мы настолько любим свою профессию, что уже страну знаем по полустанкам и вокзалам. Нашему Ванечке тоже очень нравится ездить. Пока сидела в декретном отпуске, вместо колыбельной укачивала его под «чух-чух-чух». Он так быстрее успокаивался и засыпал. Сразу поняли, что растет будущий начальник поезда. Играет только с поездами, командует и даже знает некоторые сигналы. С трех лет приходим и сюда, на открытие детской железной дороги, — рассказала Надежда Николаевна.

Ванечка еще не дорос до поступления в центр подготовки юных железнодорожников. Ему еще предстоит посидеть за симулятором железной дороги, выучить до конца все сигналы семафоров и запустить модель поезда, а также попробовать себя в качестве проводника и кассира. Всего курс обучения в центре составляет пять лет. На 4 и 5 курсах детки выбирают специализацию по профессии и полностью готовы для поступления в вузы путей сообщения. Но сейчас маленького Ванечку привлекают шары, громкая музыка, задорные выступления старших товарищей и огромный детский паровоз, уводящий за собой в дремучий лес к сказочному новосибирскому зоопарку.

— Кто-то же должен водить поезда! Пусть меня научат, — разводит руками Ванечка.

ЛЕС ПОЧТИ НЕ ПОСТРАДАЛ

История детской железной дороги Новосибирска началась в 2003 году. Решение о возведении социального объекта приняло руководство Западно-Сибирской железной дороги совместно с региональной властью. Как это часто бывает, строительство началось с первого камня. Это потом появились маленькие шпалы и рельсы, первые поезда и корпусы. На открытии 11-го сезона детской железной дороги побывал губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий. Он был свидетелем первых рельсов и шпал дорожного полотна и настаивал, чтобы проект был реализован в кротчайшие сроки.

— В этом году детской железной дороге исполняется 10 лет. Сезон у нас юбилейный. Сегодня здесь присутствуют коллеги, которые помнят 2003 год, когда мы только закладывали камень. Это стало началом реализации детской железной дороги. Тогда было много людей, поддерживающих проект, но были и такие, которые высказывались против. Восторжествовала справедливость. Я помню, как мы выбирали трассу, старались не повредить ни одно дерево. Кстати, за все строительство трассы было вырублено всего 37 деревьев. Сегодня детская железная дорога украшает Заельцовский парк и стала самой эффективной формой профессионального ориентирования детей, — рассказал губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий.

Сегодня поездки от станции Заельцовский парк до зоопарка совершают 4 поезда. У каждого состава свое имя. До зоопарка летит «Сказка», мчит «Сибиряк», вдохновенно едет «Мечта» и, конечно, «Юность». Здесь нет скучных номеров и цифр в названиях поездов. Зачем? Дорога же детская. Составы двигаются с безопасной скоростью — всего 10 километров в час. Время в пути — 20 минут. За окном красота: лес, ручей и зелень. Оценить красоту Сибири по достоинству можно, наверное, только летом и ранней осенью из окна поезда, поэтому и открытие детской железной дороги в регионе ждут как праздника, символа начала лета и каникул!

— На душе — праздник! Настроение хорошее. За 10 лет детская железная дорога перевезла 480 тысяч пассажиров-детей. Центр профессиональной подготовки закончили 1,5 тысячи железнодорожников. Больше тысячи детей поступили в высшие учебные заведения, половина из них вернулись работать на железную дорогу, — рассказывает начальник Западно-Сибирской железной дороги Анатолий Регер.

Традиционно лучшие ученики учебного центра детской железной дороги получают целевые направления для обучения в вузы. Это значит, что через несколько лет они обязательно вернутся работать на железную дорогу, потому что сказка странствий не отпускает.

ПАРОВОЗИК ИЗ РОМАШКОВО

Паровозик медленно раскачивается и напевает свою песню: пых-пых-пых. От взрослого состава помимо скорости он отличается еще и размером: небольшие рельсы, маленькие составы и кресла вместо полок. Состав украшают детские рисунки: зайцы и ежики, лисички и собачки. Паровозик трогается, и ты вместе с ним отправляешься в детство. Вагон шумит, беспокойные пассажиры делятся первыми впечатлениями, напевают песни и галдят. Для многих детская железная дорога — первое маленькое приключение лета. Тут уж не до сантиментов и томных вздохов у окна, напротив, таким событием нужно поделиться с каждым пассажиром. Правило простое: чем громче, тем лучше.

Детство — мир особый, уверены сотрудники детской железной дороги. Среди них найдутся и те, которые уже отработали ни один десяток лет на больших железных дорогах, чтобы потом прийти на малую.

— Однажды, 1 июня, за день мы перевезли 1,5 тысячи пассажиров. Мы стараемся делать упор на воспитание детей, приобщение их к железнодорожному транспорту. Это полноценная железная дорога, только для юных пассажиров. Кстати, помогают взрослым дети. Они работают проводниками и контролерами, кассирами. Управляет составом обязательно взрослый. Оно и понятно, дети — пассажиры особенные, требуют повышенного внимания. Им отдаешь душу и сердце, — объясняет первый заместитель начальника детской железной дороги Петр Майоров.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

У маленького Ванечки горят глаза. Он чувствует себя совсем взрослым. Взял у мамы билет, показал его контролеру, не забыл улыбнуться и сел на свое место у окна. Он восторженно смотрит на лес, следит за движением состава.

— Ой, смотри-смотри! Река и мост! — не выдерживает Ванечка и срывается на крик, — я тоже хочу, так хочу!

— Что ты хочешь, милый?

— Управлять этим поездом, — констатирует Ванечка.

У одного маленького новосибирца появилась мечта. Это значит, что через семь лет за парту центра обучения детской железной дороги сядет еще один ученик, очарованный сказкой странствий.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах