Музей погребальной культуры Новосибирска был открыт в 2003 году на территории базы «Военторга». Изначально это был мемориальный комплекс «Парк памяти». Сначала там располагался крематорий, а потом и сам музей. Сегодня в нем насчитывается около 30 тысяч экспонатов, которые посвящены погребальным традициям XVII-XIX веков.
Как только в поминальном списке появляется новое имя, по спине пробегает дрожь и кто-то еле слышно говорит: умер (преставился). В России смерти боятся, о ней стараются не думать, избегать, не говорить. Как будто если мы будем молчать, то наш путь никогда не закончится. Между тем китайцы смерть принимают и ждут ее, народы Мексики раз в год закатывают пышный праздник в честь усопших. У нас только учатся говорить о великом таинстве полной грудью. Уже три года в Новосибирске работает первый и единственный в России музей погребальной культуры, в котором предлагают поговорить на околозапретные темы и донести главное: смерть — это неизбежность. Просто примите и привыкните. Раз в году в международную «Ночь музеев» парадигму жизни и смерти в музее объясняют доступно. Корреспонденты «МК в Новосибирске» побывали в этом году на самой таинственной ночи города под названием «Молоко и сажа. Лабиринты жизни».От безбожья до Бога — мгновенье одно!
От нуля до итога — мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь — ни мало ни много — мгновенье одно!
(О. Хаям)
Жизнь человека начинается с молока. Оно струится и бурлит по кровеносной системе, наливает силой тело, заставляет шевелиться, двигаться, говорить. Эликсир жизни, живая вода с первых дней жизни льется в организм. Но проходят годы, человек чернеет и усыхает, превращаясь в прах и золу.
Название акции международной «Ночи музеев» в единственном в России музее погребальной культуре символично: «Молоко и Сажа», то есть вечные темы — жизни и смерти. И вновь, как в предыдущие годы, словно повторяя традицию обожающих смерть мексиканцев, тысячи новосибирцев прибыли в музей, чтобы принять участие в ночном карнавале, где главная героиня — смерть. Желающих погрузиться в сакральный мир оказалось слишком много.
— Я смотрел, как степенно, в задумчивости и полном молчании прогуливается молодежь по ночному кладбищу крематория, сидят уединенно в обнимку на скамейках на верандах колумбария, с каким интересом рассматривают памятные доски, погребальные надписи, читают эпитафии. Вдруг меня словно пронзила молния — в голове промелькнуло словно послание с небес — нам приятно, что так много гостей пришло к нам ночью, — рассказывает основатель музея погребальной культуры Сергей Якушин.
— Белое платье как начало новой жизни, новой семьи, где появится потомство. Кинули клич в социальных сетях. Конкурс по сути был для женщин, чьи свадьбы отгремели, а платья пылились в шкафах. Коллеги не ожидали, что придет так много народу, — рассказывает Сергей Якушин.
Красавицы дефилировали в свадебных платьях, демонстрируя роскошные прически, макияж и настроение. Это вам не бертоновский «Труп невесты». Пышущие жизнью красавицы только и ждали возможности еще раз надеть белое свадебное платье. Одна из участниц акции призналась: платье — не ее, одолжила подруга, которая за время семейной жизни изрядно «подобрела». Зато не забыла проголосовать за свое, то самое, единственное платье. Для участия в праздничном дефиле прибыла невеста из Москвы. Неожиданно она приняла участие и во втором конкурсе — татуировок.
— Что такое тату? Это же сажа! Мы вводим в тело черноту, и она там остается. Мы объявили конкурс на тему татуировок: ад и рай, жизнь и смерть. Тематика непростая, сложная, для многих запутанная, не осязаемая, ведь все это категории тонкого мира, откуда еще никто не вернулся и не рассказал людям, как там, на небесах. И все-таки мы нашли участников, — вспоминает Сергей Якушин.
Состязались 20 человек. Их тела украшали ангелы и бесы, сама смерть, в том числе и библейские зарисовки. Оценивал профессионализм исполнения татуировок и сакральный смысл мастера этого жанра и основатель музея погребальной культуры. Как позже признался, его об этом попросили, потому как никто более не разбирается в такой многополярной теме. Победитель был найден. На теле молодого человека поместился светлый, лучезарный ангел на сердце в виде ребенка, внизу живота пряталась похоть в виде дьявола, а посередине находилась смерть.
— Не знаю, как мастер этого добился, но нам показалось, что смерть была добрая. Она загадочно улыбалась. И все казалось закономерным и правильным. Словом, этот молодой человек и победил, — отметил Сергей Якушин.
Жизнь — пустыня, по ней мы бредем нагишом.
Смертный, полный гордыни, ты просто смешон!
Ты для каждого шага находишь причину —
Между тем он давно в небесах предрешен.
(О. Хаям)
Само бытие человека — переход между его рождением и смертью, своеобразный тоннель. Туда же, в коридор между мирами мы попадаем, если верить рассказам людей, переживших клиническую смерть, во время перехода после того, как глаза закрываются и последний вдох выходит. В этом году в музее погребальной культуры коридор жизни продемонстрировали наглядно. Ты просто вставал на тропу и шел. Путешествие начиналось с первых фотографий зародыша жизни, потом шли три колбы с выкидышами, подаренные музею судебной медицинской экспертизой из Томска. Колбы символизировали роды, начало жизни. Посетители коридора проходили мимо игрушек, олицетворяющих детство, оставляли позади свое отрочество, молодость и зрелость, постепенно добираясь до глубокой старости. Все заканчивалось в один миг… символичным гробом с иконой Марка Гробокопателя и мощным прожектором. Что за ним, неизвестно, но, возможно, именно со вспышки яркого света и начинается самое фантастическое путешествие души.
— Получилось мощно. В коридоре под названием «Переход, лабиринты жизни» посетителей ждал гроб со шприцами как предостережение о ранней смерти от наркотиков, гроб, обклеенный пачками от сигарет, также указывающий на преждевременную кончину. В переходе была и последняя домовина, покрытая таблетками... стоял капот автомобиля с аэрографией манящей смерти. В России один из самых высоких показателей смертей именно в дорожных авариях.
Мы понимали, — продолжает Сергей Якушин, — с одной стороны, люди пришли повеселиться. Нам хотелось, чтобы они в далеко не привычных обстоятельствах соседства музея с действующим крематорием задумались о главном. Научная литература полна новыми шокирующими сообщениями, которые подтверждают постулаты великих мыслителей древности — раздумья о последнем дне, конечности своего земного пути продлевают жизнь.
В лабиринтах перехода были вывешены изречения, советы о том, как правильно жить: как и с кем дружить, создавать семью, вести совместное, как воспринимать и преодолевать трудности, как объединять людей во имя целей.
На выходе из коридора участников «Молока и Сажи» ждала игра: шахматное поле. В финале черно-белой доски сидела ее Величество Смерть. Игру от ее лица вел модератор. Но шансов обыграть безносую не было ни у кого — игру в шахматы у смерти пока никто не выиграл. Так уж заведено: жизнь заканчивается смертью.
Но в эту ночь в музее погребальной культуры никто не грустил. Гостей консультировали астролог, таролог, нумеролог, актеры на ходулях и, конечно, два ангела — белый и черный. Обоим пришлось много потрудиться. Ангелы стали еще одним притяжением для сотен фотосессий. При этом черный ангел пользовался не меньшей популярностью, как подтверждение тому, что мир дуален, в жизни все стремится к равновесию, и даже сам бог потерял бы смысл в существовании, если бы не было дьявола.
В очередной раз музей смерти убедил: смерть — это больше, чем траурные венки и слезы родственников. Последний день жизни на земле — это великое торжество прожитой жизни, торжество перехода в другую жизнь. Мы рождаемся с молоком матери, чтобы умереть. Умираем, чтобы жить вечно.