— Наташа, ты, наверное, с детства мечтала стать фигуристкой?
— У меня до шести лет даже коньков не было. И выбор долгое время был между гимнастикой и фигурным катанием. Но в один прекрасный момент я захотела стать как Ирина Слуцкая — в детстве все, наверное, мечтают стать олимпийскими чемпионами.
— Ты в шесть лет стала фигуристкой?
— Да, меня тогда мама впервые привела на открытый каток. Мне папа купил какие-то простенькие коньки (потом вбивал туда картонки от валенок, чтобы они были плотными). Мы пришли в секцию фигурного катания, и мама спросила: «Можно записать ребенка?». Ей сказали, ну показывайте, что умеете. А я тогда вообще ничего не умела.
— А почему взяли?
— Мне сказали: «Можешь хотя бы сесть на растяжку?» А я даже не знала, что это такое. Оказалось, что это шпагат. Я кое-как сделала, потому что была достаточно гибкая. Потом уже начались занятия на льду: елочки, перебежки, шаги. В семь лет я научилась делать одинарный аксель, потом двойной сальхов. Сейчас, наверное, все это дети умеют делать уже в четыре года.
— Когда поняла, что сможешь стать хорошей фигуристкой?
— До 10 лет я точно не понимала, что из меня получится. Помню, как я разбила нос на первой тренировке. Еще помню, как первый раз откатала свою программу. Мне оставалось сделать в конце только вращение. А я была такая довольная, что хорошо выступаю, расслабилась и так грохнулась на лед, что с трибуны стали кричать: «Скорую, скорую вызывайте!». Но я сумела подняться и кое-как на шоке все доделала.
В 10 лет я поехала на какой-то первый крупный турнир в Белово, там выступала по второму спортивному разряду, и тогда поняла, что из меня может что-то получиться.
— Когда ты получила «КМС»?
— Четыре года назад — в 13 лет. Это уже было на наших, новосибирских, соревнованиях. Там главное было прыгнуть двойной аксель. По тем временам это было самое главное. И за этот прыжок мне дали звание «КМС». Я этот прыжок очень долго тренировала. Потом звание «КМС» нужно было каждые два года подтверждать. А звание «МС», насколько я знаю, не дается в раннем возрасте.
— А когда сможешь стать «МС»?
— Для этого теперь нужно ездить на крупные соревнования, где есть специальная судейская коллегия, которая может присудить это звание. «Мастер спорта» — высокий разряд. Чтобы получить это звание, нужно выполнить набор из пяти тройных прыжков, плюс двойной аксель, плюс вращения определенные. И все прыжки должны быть чистыми.
— Тренер у тебя…
— Елена Валентиновна Рачева. Она очень спокойная и знает ко мне подход. Мне очень не нравится, когда некоторые тренеры кричат на фигуристов. Елена Валентиновна если видит, что я начинаю нервничать, то сразу меня подзывает и спокойно все «раскладывает по полочкам»: это делай так, это — так.
— Родители сильно нервничают, когда выступаешь?
— Очень сильно. Поэтому я им запретила ходить на соревнования. У папы даже руки, помню, тряслись, когда он первый раз снимал меня на видео. И с этого момента я сказала — все, вы не должны присутствовать на моих соревнованиях. И им спокойней, и мне.
— А на тренировках?
— И на тренировках сейчас стало спокойней. Поначалу мама мне постоянно пыталась что-то подсказать. А теперь уже понимает, что в тренерские дела нельзя вмешиваться.