Между тем ни один продукт не исчез с прилавков магазинов города и ни один значимо не повысился в цене. За этим бдительно следит управление потребительского рынка города Новосибирска. Более того, специалисты подразделения принимают все меры, чтобы обеспечить новосибирцев недорогими, но качественными продуктами местного производства. Читайте интервью с начальником управления потребительского рынка мэрии Новосибирска Георгием ЖИГУЛЬСКИМ.
ЧЕГО ОПАСАЕТСЯ ПОТРЕБИТЕЛЬ
— Георгий Викторович, не началось ли в связи с двусторонними эмбарго объективное или субъективное (под шумок) повышение цен на товары и услуги?
— По 40 видам продовольственных товаров, которые входят в группу товаров первой необходимости и по которым проводится ежедневный мониторинг, заметного роста цен не произошло. Мы отказались от закупа молока и мяса в странах ЕС, но как можно наблюдать на протяжении уже длительного времени, ни дефицита молочной продукции, ни повышения ее стоимости не произошло. В плане импортозамещения это одна из самых выгодных наших позиций, мы от этого ничего не потеряем, только приобретем. Новосибирск молоком более чем наполовину обеспечивают компании «Данон» и «Вимм-Билль-Данн», независимо от потребляемого сырья, цены на продукцию не выросли, подвижки на 1-2% по некоторым наименованиям связаны с началом использования сухого молока, потому что сезон больших удоев прошел.
— Кто и как контролирует производство продуктов питания? Не случится ли так, что однажды мы вдруг обнаружим отсутствие чего-то необходимого для жизни?
— Контроль ведется на нескольких уровнях и по разным направлениям. Тревожных симптомов пока не отмечаем. Так, недавно мэр города Анатолий Евгеньевич Локоть, начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Александр Николаевич Люлько и я побывали на фирмах-товаропроизводи-телях, работающих на потребительский рынок, и не обнаружили ни панических настроений, ни некоей неуверенности, напротив, все полны уверенности, что смогут наполнить рынок своей продукцией и не допустить дефицита. В ОАО «Вимм-Билль-Данн» нас заверили, что максимальный рост цен на его продукцию до нового года не превысит нескольких процентов.
СПК также работает в обычном режиме. Единственная проблема, которая существует на этом предприятии в течение уже целого ряда лет, — это нехватка сала-шпик для наполнения колбас. Проблема возникла давно и с санкциями никак не связана. Дело в том, что выращиваемые в Сибири свиньи в основном мясо-сальной породы, и толстого слоя сала на них нет. За счет наращивания объемов производства сектора недорогих колбас предприятие не потеряло в выручке, а даже увеличило ее.
Побывали на Октябрьской птицефабрике, здесь тоже ни ассортимент, ни объемы не уменьшились. Для наших птицеводов санкции очень удачное время для наращивания производства и увеличения объемов продаж на внутреннем рынке. С одной стороны, «ножек Буша» уже нет, а с другой — новых договоров на поставку импортной птицы со странами, не участвующими в санкциях против России, еще нет. Так что есть два-три месяца для того, чтобы сделать мощный рывок для завоевания внутреннего рынка.
Нами были проведены переговоры с крупным ретейлом на предмет избежания резкого повышения цен по отдельным видам товаров. Я считаю, взаимопонимание найдено.
— Тем не менее население ожидает роста цен, это активно обсуждается в СМИ.
— На фоне постоянного обсуждения санкций, антисанкций и их последствий, даже незначительные колебания цен вызывают у потребителя легкую панику. Люди звонят и пишут нам, звонят и пишут в антимонопольную службу. Следует сказать, что каждый сигнал тщательно проверяется, однако антимонопольный комитет по Новосибирской области признаков ценового сговора не установил.
ЧЕГО СВОЕГО НЕТ
— Но ведь есть какие-то позиции, по которым импортозамещение будет связано с трудностями или более высокими затратами?
— Вспоминается старый советский анекдот, на вопрос, чего у нас нет, отвечают: чего надо, того и нет. На этот раз ситуация несколько иная. Хотя по ряду позиций нам действительно придется туго. Прежде всего, это красная норвежская рыба. Заменить ее пока нечем. Выловленная в наших дальневосточных морях несколько отличается от той, которую мы привыкли видеть в магазинах. Дело в том, что наиболее пригодные для приготовления стейков экземпляры весят от пяти до семи килограммов, наши рыболовы почему-то вылавливают гораздо меньшего размера и веса — начиная с трех. Тем не менее переговоры на поставку рыбы с дальневосточниками ведутся. Около пяти тысяч тонн ежегодно выращивается в закрытых прудах на территории области. Кроме того, областное правительство ставит задачу активизировать вылов рыбы во внутренних водоемах. Ведь у нас существует целевая программа по рыбоводству, несколько лет шло зарыбление водоемов и рек на территории области. Увеличился и вылов, но требуется его еще увеличивать. Правда это будет уже не красная рыба, но все равно прилавки при этом не оголятся. Именно такую задачу ставит перед департаментом мэр города — не допустить дефицита ни по одной позиции.
Долгие годы покупатели пренебрегали речной рыбой, за исключением хищной, из опасения заражения описторхозом. В настоящее время ситуация с заражением рыбы в Обь-Иртышском бассейне существенно поменялась в лучшую сторону. И новосибирцам стоило бы обратить внимание и на речную рыбу. Тем более мы всячески способствуем, чтобы местные рыбаки могли реализовывать ее свежей, даже живой. Как говорится, из реки на стол.
Целые дискуссии в обществе вызвало возможное исчезновение с прилавков европейских сыров. Мы ведем переговоры с алтайскими сыроделами о поставках алтайского сыра. Сам видел в одном из районов области предприятие, где делают моцареллу. Может, и не с оригинальным вкусом, но очень похоже, во всяком случае, ингредиенты те же. Ну а гурманы без своей «плесени» не останутся, в ресторанах привычные сыры будут наверняка, приобретение сыра для личного употребления еще никто не запрещал.
Об исчезновении фруктов с новосибирских прилавков даже говорить не приходится. Прекратились поставки из Польши, но у нас ведь остаются бывшие братские советские республики. Фруктов и овощей на Хилокском рынке хватит на всех.
— Предусматриваются ли какие-то иные, кроме традиционной торговли, механизмы обеспечения новосибирцев товарами первой необходимости, прежде всего, социально незащищенных слоев населения?
— Вторая сторона вопроса — сам процесс обеспечения новосибирцев товарами первой необходимости, то есть где и как эти товары могут быть реализованы, в том числе и для слабо социально защищенного населения. Для этих целей в городе функционируют две социальных ярмарки: на Большевистской,131 и на Петухова, 69. По формату это крытый рынок от 40 до 50 торговых мест, со складскими помещениями и холодильными камерами. Предусмотрен единый стандарт во всем, от торгового места до температуры в зале. На рынке работают управляющий, товаровед и 8 грузчиков, причем зарплаты у них минимальные, на следующий год необходимо произвести повышение. Торговые места для продавцов предоставляются практически бесплатно, единственное условие — цена реализации их товаров должна быть на 20% ниже средней цены по городу на аналогичную продукцию. Это устраивает и продавцов и покупателей. Однако для городского бюджета такая забота о горожанах влетает в копеечку, содержание помещения, оборудования и персонала одного такого рынка обходится в 1 млн рублей в месяц. В день на таком рынке совершается от четырех до пяти тысяч покупок, товарооборот достигает 1 млн рублей. Следует отметить, что на рынках торгуют не только жители пригородных районов, география поставок самая широкая, отмечены товаропроизводители из Ордынского, Купинского и даже из Северного района. Для всех режим наибольшего благоприятствования.
Понятно, что для нашего города двух таких рынков мало, но сдерживающим фактором является «похудевший» в этом году городской бюджет и отсутствие пригодных для этого площадей. Они должны соответствовать ряду требований, среди которых на первом месте транспортная доступность и расположение на первом этаже с минимумом ступенек подъема. По-хорошему, такая ярмарка должна быть в каждом районе, но городской бюджет этого не потянет. Департамент по потребительскому рынку имеет задание на открытие еще одного такого рынка в будущем году. В этом департамент поддерживают и мэр города, и депутаты Совета депутатов Новосибирска.
— Какие существуют меры организационного, экономического и юридического обеспечения функционирования потребительского рынка и обеспечения новосибирцев услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания?
— В последние годы широкое распространение получила такая форма помощи жителям города в проведении сезонных заготовок овощей и фруктов, как проведение городских ярмарок. В 2008 году было проведено 40 таких ярмарок, к настоящему времени их количество выросло до 550.
В текущем году уже проведено 159 ярмарок и расширенных продаж во всех районах города. До конца года по инициативе департамента потребительского рынка и районных администраций будет проведено еще 62 ярмарки. Кроме того, на эту осень в городе определено 62 места в непосредственной близости от овощехранилищ и гаражных кооперативов, куда сельские жители могут привозить для реализации картофель и другие овощи. Это удобно и продавцу и покупателю, по сути, закупка идет мелким оптом, мешками и тут же закладывается на хранение. Информация о проведении ярмарок доступна на сайте мэрии, она постоянно размещается на страницах городских СМИ.
Все ярмарки проводятся на основании решения мэра, любая самодеятельность исключена. Вся эта работа на контроле депутатских комиссий, так что любое отклонение будет сразу замечено и исправлено, прежде всего, управлением потребительского рынка.
— И все-таки стоит ли новосибирцам опасаться дефицита или повышения цен?
— Я думаю, что это не имеет под собой оснований. Специалисты потребительского рынка в обычном режиме проводят мониторинг работы торговых сетей, поставок и закупок, ценообразования, а в условиях повышенного внимания общества к этим вопросам работа только усиливается. Ни дефицита, ни тем более необоснованного, спекулятивного повышения цен на товары и услуги в условиях применения санкций против России и российских антисанкций точно не будет.