Вроде бы никому не мешает, просто интригует прохожих. Через полупрозрачную упаковку можно разглядеть прислоненную к камню груду плоских металлических кругов, а у подножия — выполненное в двух экземплярах портретное изображение коровы и хорошо известную сибирским гурманам аббревиатуру знаменитой марки отечественного производителя мясной продукции. Сообщается, что высота и концепция сооружения — около двух метров — была одобрена Новосибирским фондом культуры совместно с Новосибирским союзом кинематографистов. Архитектор проекта — Юрий Бурика. А появился сей шедевр в Новосибирске благодаря спонсорской поддержке фирмы «Торговая площадь», предлагающей горожанам совсем не духовную пищу — отбивные, вырезку, пирожки...
Брошенная в сквере у оперного театра и полузабытая композиция изначально должна была символизировать развитие и процветание новосибирского кинематографа. Когда-то на ее месте был открыт первый городской — тогда еще Новониколаевский — кинотеатр. При царском режиме он пользовался громадным спросом и приносил немалый доход. Но времена меняются, и сегодня предусмотренные для коллективных просмотров залы по сборам уступают открытому в 1908 году «Театру-Синематографу Ф. Ф. Махотина». И что поделать, если в кризисные времена народ хочет не столько зрелищ, сколько хлеба. Желательно, с колбасой. Да пирожков побольше. Возможно, исходя из этих соображений, понятных простому народу, художники и дополнили композицию приятными всем горожанам символами. Хочется верить, что включение логотипа компании, производящей мясные деликатесы, было продиктовано исключительно желанием авторов внести в художественный образ произведения некую нотку, не безразличную землякам. Им это удалось. Но лишь отчасти.
Открытие памятника предполагалось приурочить ко Дню российского кино — 27 августа. Но непонятная концепция сооружения вызвала большие сомнения у руководства города. Настолько сильные, что от горожан до сих пор скрывают это произведение искусства, выполненное в железе и камне. Вот как отреагировали на инициативу установить в центре Новосибирска «памятник то ли корове, то ли основателю синематографа» новосибирские власти.
— Я считаю произошедшее в высшей степени безобразием, — говорит руководитель департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска Анна Терешкова. — Я подняла все официальные документы, которые были подписаны в нашем ведомстве, и не нашла в них прямых распоряжений на установку наружной рекламы мясоперерабатывающей фирмы в парках Новосибирска. Еще полгода назад, когда городским руководством, которое тогда, к сожалению, еще не сменилось, было выдано разрешение на, казалось бы, простенькое и вполне безобидное сооружение — камень. Надпись о нем напоминала бы о том, что некогда на этом месте располагался первый кинотеатр. Сейчас у нашего департамента есть большое желание оспорить как местонахождение этого скульптурного сооружения, так и выбитую на нем надпись. В таком виде его нельзя демонстрировать горожанам.
— Но прежде чем устанавливать по городу памятники, инициаторы мероприятий по увековечиванию тех или иных глобальных исторических событий, как правило, согласовывают свои эскизы с мэрией Новосибирска. Тем самым исключая малейшую возможность «художественного преувеличения» со стороны авторов. Вроде бы полгода назад действовали те же правила, но результат получился совершенно иным…
— Была согласована только установка памятного камня. Не предполагалось, что проект будет задуман как долгосрочная реклама фирмы-спонсора. Это недопустимо.
— И какова же дальнейшая судьба этого непризнанного произведения искусства?
— Мэрия будет юридически оспаривать его право занимать место в центре города. Мы будем добиваться, чтобы монумент снесли или хотя бы убрали с него изображения коров и логотип фирмы-спонсора.
Художники и раньше не раз удивляли публику демонстрацией, казалось бы, несочетаемых образов, деталей, подручных материалов… Но по мнению сегодняшнего руководства города, недолго исполнявший обязанности мэра Владимир Знатков слишком вдохновился авангардным направлением в скульптуре, смело сочетающим образ коровы не с привычными консервными, а с железными банками отснятой кинопленки. Незабвенный Остап Бендер предупреждал: «Не делайте из еды культа». И как всегда был прав. Но, как оказалось, в Новосибирске «потрошитель табуреток» встретил бы довольно сильную оппозицию в лице Новосибирского фонда культуры.
— Со сменой городского руководства идея памятника перестала вписываться в общую городскую концепцию, — сообщил журналистам его председатель Вячеслав Гаврилов. Он уверен, что «горожане должны знать, кто спонсировал этот проект». По мнению Вячеслава Гаврилова, памятник в существующем виде должен быть открыт вне зависимости от решения городских властей.
Как известно, лучшая реклама — это антиреклама. И в этом случае скандал, связанный с открытием невнятной по содержанию скульптурной группы, явно пошел на пользу производителям мясных деликатесов. Пусть даже памятный камень долго не пролежит на месте — после серии публичных комментариев с участием первых лиц города сама продукция НТК на новосибирских прилавках не залежится.
Но на вопрос о том, являются ли изменения в первоначальной концепции памятника способом продвижения товара фирмы, специалисты представительства «Торговой площади» в Новосибирске ответили молчанием. Комментировать действия специалистов мэрии они также отказались, сказав лишь, что «ни о каких санкциях в адрес компании-спонсора памятника речи не идет. Возможно, удастся найти компромиссное решение с руководством города, переговоры ведутся».
Пока компания собирается с комментариями, корреспондент «МК» решила узнать у прохожих, знают ли они, с чьего огорода залетел в сквер перед оперным довольно увесистый камушек и с чем они ассоциируют возникшую у театра скульптурную композицию, посвященную истории новосибирской кинематографии. Результаты блиц-интервью превзошли все ожидания.
Елена Толбухина, продавец продуктового магазина, торопившаяся накормить свою семью:
— Марку я узнаю. А сверху что, круги сыра, что ли?.. Не разберу что-то…
Марк Герц, студент, спешивший на спектакль в оперный:
— Чтоб я так жил… И вам желаю!
Пенсионер Леонид Гаврилов, которому поручили забрать внука-первоклассника из школы, был несколько более разговорчивым:
— Вы что, не знаете?!! Сейчас по всем каналам только и говорят об импортозамещении. Нам нужны свои колбасы, ветчина. И этот памятник отечественному производителю, я считаю, поставлен вполне своевременно. Обязательно приду на открытие и младшее поколение с собой приведу. «Ножки Буша», конечно, были дешевле, но ради процветания страны можно чем-то и пожертвовать… А про цирк, кино и танцы — это не ко мне. Сейчас о другом нужно думать и поддерживать совершенно справедливый политический курс России.
Александр Ушко, уличный музыкант, взявший небольшую паузу между выступлениями:
— Памятников вокруг много, но такого гимна желудку еще не встречал. Мотив хороший, но нотки фальшивые. Лично меня от такого вида спонсорства просто тошнит. Нельзя так бездарно нести в мир добро… Могу ли я себе позволить то, что здесь рекламируют? Как говорят, сколько денег — столько песен. Репертуар подбираю так, чтобы и на кино, и на гастроном хватало.
Дай Бог, конечно же, чтоб нам всем хватало и на кино, и на танцы. Но при этом оставалось бы место для хороших российских книг, фильмов. И акций, не замутненных коммерческим подходом к популяризации продуктов для души, являющихся национальным достоянием. Или мы слишком многого хотим?